Не надо бояться слова «пропаганда». За самим этим термином нет никакой заведомо отрицательной коннотации. Тем не менее мы недовольно фыркаем, произнося его, когда понимаем, что нам пытаются что-то втюхать с особым усердием и прямолинейностью. Нравится или не нравится, но надо принять следующее как факт: пропаганда по лекалам века двадцатого с её лозунгами и однотипными сюжетными тропами не работает, во всяком случае столь же эффективно, в современном обществе, чаще всего вызывает отторжение.
Обратите внимание на «недружественный» кинематограф: там-то пропаганды тоже хватает, но она зачастую гораздо более деликатна со зрителем и пролегает где-то меж строк сценария. Зрителя всё равно подведут, как говорится, к нужной мысли, но сделают это так, что он этого даже не заметит. А что у нас? Вот, к примеру, возьмём новинку от НТВ «Десять дней до весны». Сериал рассказывает о семье Жилиных, поводом для воссоединения братьев и сестры становится смерть отца. Происходит это как раз на фоне пресловутого Евромайдана и последующих печально известных событий (Корсуньский погром и столкновения в Крыму). В синопсисе ещё что-то сказано про борьбу за наследство – отцовский дом на берегу моря, но в первых четырёх сериях даже намёка нет на подобное развитие сюжета. Хотя сама метафора, справедливости ради, интереснейшая, ведь украинцы и россияне, тоже в каком-то смысле покинувшие отчий дом в 90-е, делят то, что когда-то было общим.
Итак, у нас есть два брата и сестра: офицер «Беркута» Николай (Александр Голубев), хирург из Москвы Андрей (Пётр Рыков), поначалу выступающий в качестве стороннего наблюдателя, и Наталья, преподающая в местной симферопольской гимназии. И вроде бы более чем удачные образы с вполне очевидной символической подоплёкой. К тому же в первых сериях присутствует отличная сюжетная линия с сыном Николая, который поневоле попадает к «правосекам», но затем в некотором смысле становится их единомышленником. Однако есть нюанс! Несмотря на интригующую завязку, симпатичных персонажей и виртуозно снятые сцены уличных баталий, всё разбивается о репрезентацию той стороны: беснующаяся толпа из немытого быдла с чубами. А почему бы не показать обманутых людей, которые сами «не розуміють», за чьи интересы отдают свои жизни? Это бы отлично перекликалось с днём сегодняшним. Это настолько неудачное решение со стороны создателей, что портит всё впечатление от в общем-то в остальном неплохого сериала.
Посему главный вопрос: а для кого всё это снимается? Если для внутреннего потребления, то вопрос «зачем?» становится ещё резоннее. По Крыму в российском обществе полнейший консенсус. Что говорить, если даже часть либерально настроенных граждан к нему примкнула. Для галочки, в честь десятилетия референдума? Ну, товарищи, далеко мы так не уедем. Пропаганда должна быть универсальной, чтобы любой француз или поляк, уже имеющий определённые установки, полученные от своих массмедиа, посмотрел и задумался. А вот такая пропаганда таблеткой от русофобии точно не станет, да и у отечественного зрителя вряд ли вызовет большой ажиотаж.
Александр Коркин