Причины и последствия неудавшегося военного переворота
Начало большого пути
Каринэ ГЕВОРГЯН, востоковед
В связи с турецкими событиями в СМИ наметился круг основных вопросов. Попробуем на них ответить.
Почему военные решились выступить? Что их не устраивало?
Отход от светского пути, репрессии (дело «Эргенекон»), риск дестабилизации, угроза низведения судебной власти до декоративного элемента в государстве, втягивание в «сирийскую» воронку, обострившиеся конфликты:
– между военными и политическим руководством (близким идеологии «Братьев-мусульман»);
– внутри политического руководства (маркером чего стала отставка Давутоглу);
– той частью бизнес-элиты и интеллигенции, которая ориентировалась на проповедника просвещённого ислама Фетхуллаха Гюлена. Именно его президент Турции назвал вдохновителем переворота, на что последний с несвойственной ему резкостью послал Эрдогана в ад.
Были и ещё дестабилизирующие факторы:
– нарастание сложности на внешнеполитическом поле, прямо и косвенно связанной с сирийской проблематикой (сбитый турками российский СУ-24 перевёл процесс на качественно новый уровень);
– затяжные общественные протесты (манифестации на площади Таксим) при неизбежном размывании старых идеологем и отсутствии базы для мобилизующей консолидации общества, силовые операции против курдов и их последствия в виде внутренних беженцев;
– укоренение сети международных исламистских групп, в т.ч. «ИГ» (запрещена в России);
– качественное ухудшение экономической ситуации;
– обострение курдского вопроса (на фоне независимого де-факто Иракского Курдистана);
– снижение интенсивности транзитных потоков через территорию Турции;
– высокий риск террористических угроз со стороны групп, поддерживавшихся ранее нейтральными и даже «дружественными» по отношению к Турции силами с территорий Сирии и Ирака;
– риск ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации, в т.ч. из-за проблемы беженцев.
Кто инспирировал переворот: внутренние или внешние силы?
Британская The Independent пишет: «Некоторые наблюдатели начали высказывать предположения, что этот переворот был срежиссирован, чтобы дать возможность Эрдогану очистить армию от оппонентов и усилить свой контроль над Турцией». Сомнительно. Если бы спецслужбы подготовили спецоперацию «военный мятеж», то не безопаснее ли было арестовать мятежников незадолго до часа икс? В качестве аргумента сторонники данной версии приводят слова Эрдогана, что всё это «подарок от Аллаха» и он позволит очистить армию от «бандитов». Ничего себе «бандиты»! К примеру, главнокомандующий ВВС Турции генерал Акын Озтюрк. Он заявил, что был в сговоре с начальником генштаба турецких вооружённых сил Хулуси Акаром, сообщает турецкая газета Milliyet. Последний, согласно турецкой табели о рангах, занимает четвёртую строчку после президента, председателя парламента и премьер-министра. А ещё возможными причастными считаются командующий второй армией (а это группировка войск вблизи границ с Сирией, Ираком, Ираном) генерал Адем Худути и командующий гарнизоном в Малатье генерал-майор Авни Ангун (подчинённый Худути).
«Возможно, мы увидим досрочные выборы, на которых он постарается гарантировать себе невероятное большинство голосов. Возможно, мы увидим изменение конституции к худшему, из неё уйдёт светскость и придут исламистские мотивы», – пишет корреспондент итальянской Politico Райан Хис, цитируя собеседника в Турции. Для досрочных выборов Эрдоган мог в качестве обоснования привести менее эффектную причину. Напомним, что для подавления мятежа им был отдан приказ нанести несколько авиаударов по площади Таксим в центре Стамбула, которая находилась под контролем участников переворота.
Большинство голосов он и так имеет. Конституцию он и так собирался предложить стране новую – с «исламистскими мотивами».
Сам Эрдоган открыто обвинил Гюлена и лётчиков с военной базы США – Инджирлик. Есть ли в его словах скрытый намёк? Так или иначе, сейчас версия о заинтересованности США в случившемся всё больше обсуждается турецким руководством. Это вызвало такую реакцию госдепа: «Публичные инсинуации или утверждения о какой-либо роли США в попытке переворота являются ложью и вредят двусторонним отношениям». Интересно другое. Если спецслужбы союзников по НАТО ничего не знали о готовящемся перевороте, то будет ли спрос с них со стороны властей? В данном контексте двусмысленно выглядит заявление представителя госдепа В. Нуланд от 28.06.2016. Она прокомментировала извинения президента Турции перед Россией за сбитый самолёт: «Мы очень удивлены подобным поведением президента Турции Реджепа Эрдогана. Мы считаем данные извинения неуместными и хотели бы выслушать позицию Эрдогана лично. Как партнёр по НАТО Эрдоган нас разочаровывает. Мы надеемся, что извинения Турции по поводу сбитого российского самолёта окажутся недействительными. В противном случае США будут вынуждены изменить свои отношения с Турцией». Также Нуланд призвала Эрдогана не менять позиции по конфликту в Сирии: «США призывают Турцию оставаться верной тем демократическим принципам, за которые мы боремся в Сирии. Иную позицию нашего партнёра по НАТО мы считаем недопустимой».
Каковы последствия?
Турецкое руководство может попытаться более интенсивно развивать наметившееся в последнее время сближение с Китаем. Не исключены шаги по нормализации отношений с Россией. Логично, если усилится давление на Ильхама Алиева. Так, например, в ВС Азербайджана немало турецких военных советников. Будет ли и среди них проведена проверка на лояльность Эрдогану?
И всё это – только начало «большого пути» по кардинальным изменениям в регионе. Возможный негатив при этом таков. «Протурецкая» политика РФ будет способствовать росту антироссийских настроений в Армении (и некоторых репутационных потерь на Ближнем и Среднем Востоке). Если до апрельской войны в Карабахе они были маргинальными, то уже сейчас обрели тенденцию стать мейнстримом. Кроме того, не исключено, что в Закавказье пойдёт поток беженцев, разбавленный боевиками из ИГ. Через Грузию – в Азербайджан и к границе с Дагестаном.
Странный заговор
Таймур ДВИДАР, эксперт по Ближнему Востоку
Солдаты на мосту через Босфор, танки в Стамбуле и Анкаре, огонь на поражение… Но когда рассеялась пыль, стало видно – переворот странный. А в Турции их умели совершать идеально. Во время последнего не был арестован ни один министр, не изолирован президент. По государственному телеканалу выступила блондинка с текстом заявления от военных. Как выяснилось, их было четверо в здании TRT, та же блондинка и выступила позже с заявлением о неудачной попытке переворота. При этом президент Эрдоган прорвался в эфир CNN посредством мобильного приложения и обратился к сторонникам выйти на улицы, сам же чуть позже спокойно перелетал с юга страны на север, раздавая интервью в каждом аэропорту…
Далее последовали народные гулянья по случаю победы принципов демократии в Турции. В сухом остатке имеем: к утру было арестовано 2745 судей, пять членов высшего совета правосудия, прокуроры, 10 членов высшего суда, один член конституционного суда, как минимум 2839 военных, среди которых генералы, полковники и один маршал. В Анкаре задержано от 200 крупных служителей фемиды, среди которых 140 членов высшего суда, 48 членов государственного совета и 8000 полицейских, под предлогом, что они сторонники Фатхулла Гулена. Но как всё это связано с тем, что на самом деле происходило? К примеру, какое чудо помогло полиции разоружить военных в танках, бронетранспортерах и вертолётах? Вопросов много, но одно очевидно: будут аресты среди интеллигенции, бизнеса и политиков. Эрдоган заставит Турцию принять президентскую республику, и «Братья мусульмане» укрепят власть на пути к империи… Если не случится военный переворот. И тогда уже настоящий?..
Новый султан?
Сергей МЕДВЕДКО, востоковед, кандидат исторических наук
Общественно-политическая ситуация внутри и вокруг Турции вела к этому. Эрдоган начал войны почти на всех фронтах: против Б. Асада, курдов, России, запрещённого в РФ ИГИЛ. Ухитрился испортить отношения даже с США и Западной Европой.
При этом всякому здравомыслящему человеку, в том числе в самой Турции, понятно, что победить везде нереально. Взять хотя бы Сирию. Ведь Анкаре в случае эскалации войсковой операции придётся выступать сразу против сирийских курдов, регулярной армии Асада, российских военных, находящихся там по просьбе её законного правительства, против иранских подразделений, отрядов-добровольцев из числа иракских шиитов и хорошо обученных бойцов из ливанской партии «Хезболла». Ну и, конечно, против «ИГ», которое стремится возродить великий Арабский халифат. А ведь этот халифат некогда включал в себя и земли возникшей позже Османской империи, о реинкарнации которой мечтает турецкий президент. Напомню, Османская империя с центром в Стамбуле на протяжении более шести веков была могучей державой. Её земли простирались, подобно Римской и Византийской империям, на три континента: Азию, Европу и Африку.
Турецкая Республика – относительно молодое государство, ему ещё нет и века. Однако по числу переворотов оно занимает одно из первых мест. Активное участие в политической жизни всегда было отличительной особенностью турецких военных. Эрдоган сделал многое, чтобы лишить армию прежнего влияния, однако попытка военных «исполнить свой долг по защите демократии в Турции» состоялась. Правда, в отличие от предыдущих переворотов этот был неудачным, вызвал и вызывает много вопросов.
Некоторые аналитики полагают, что «опереточный переворот» был инспирирован самим Эрдоганом. Теперь-де «вина военных» будет разыграна как главная карта против армии, которую создатель турецкого государства Ататюрк считал гарантом светской власти и демократии. Видимо, Эрдогану нужен весомый повод для ревизии конституции и расширения своей власти. Примечательно и то, что подконтрольные президенту СМИ были словно бы готовы к такому развороту событий и лишь ждали отмашки, чтобы усилить кампанию по разоблачению «врагов турецкого народа». А чтобы отбить у армии охоту затевать перевороты, Эрдоган заявил о возможности восстановить в стране смертную казнь. Хотя это окончательно закроет турецкому народу дверь в Европейский союз. Зато откроет «победителю Эрдогану» пусть к султанскому трону. Это для него, видимо, важнее.
СУММА ПРОПИСЬЮ
Совершенно очевидно, что ситуация обостряется вокруг нашей страны. Наряду со ставшим уже горячим кризисом в Турции произошли другие вспышки насилия в регионе. В Армении, где было совершено нападение на полицейский участок с захватом заложников и жертвами. В казахстанском Алматы, где случился, как его назвали, «чёрный понедельник» – вооружённое нападение на районное управление внутренних дел. Не оставляет ощущение, что всё это – реализация общего замысла по созданию поля напряжённости вблизи российских границ. Как и очевидно, от каких «партнёров» могут идти эти импульсы.