В плеяде наркомов путей сообщения генерал Хрулёв – на особом счету. Начальник тыла Красной армии, он являлся одним из ключевых управленцев времён Великой Отечественной. Одним из тех, кто превратил советский тыл в надёжное подспорье для действующей армии. Свои книжные воспоминания этот человек назвал скромно – «Записки интенданта». Современники не жалели громких эпитетов, когда вспоминали о нём, сам же Андрей Васильевич, как казалось, не был слишком честолюбив и в цветистых похвалах не нуждался.
Трудиться сын кузнеца Андрей Хрулёв начал с девяти лет – сперва подмастерьем в ювелирной мастерской, потом – слесарем на Охтинском пороховом заводе. В 1917 году ему шёл 25-й год, и молодой беспартийный рабочий активно включился в революционную круговерть. Он участвовал в уличном противостоянии во время февральских событий – боролся против самодержавия. Стал секретарём заводского комитета, который в то время решал многое – вплоть до назначений руководителей предприятия. Революционной осенью Хрулёв находился среди тех, кто остановил выступление генерала Лавра Корнилова, а потом участвовал в штурме Зимнего дворца. Большевистский партийный билет получил в марте 1918 года, будучи вполне проверенным товарищем – он уже выполнял партийные задания, например помогал устанавливать советскую власть в Могилёвской губернии. Затем герой нашего рассказа руководил политотделом дивизии в знаменитой Первой конной армии, участвовал во многих операциях Гражданской войны. Но уже тогда было ясно, что Хрулёв – в большей степени хозяйственник, чем политик. Причём хозяйственник высочайшего класса – въедливый, умеющий в любой ситуации добиваться своего.
В 1939 году Хрулёва назначают начальником снабжения Красной армии. Он, кроме прочего, курировал строительство одноколеек, которые связывали отдалённые воинские части с промышленными и транспортными центрами. С первых же месяцев войны он – начальник Главного управления тыла Красной армии – показал, что способен работать в чрезвычайных условиях ежедневных перегрузок.
Март 1942 года – критическая веха в истории Великой Отечественной, время, когда над страной снова, как летом 1941-го, сгущались тучи. Гитлеровцы проводили наступательные операции, использовали возможности оккупированных территорий. Требовалось превратить железнодорожное хозяйство в отлаженный механизм, способный помогать фронту. Именно в эти непростые дни Хрулёву доверяют пост наркома путей сообщения, сохранив за ним и все прежние должности и направления работы. «Начальником тыла останетесь Вы, – заявил ему Иосиф Сталин. – Потому и целесообразно Ваше назначение наркомом путей сообщения. Являясь одновременно начальником тыла, Вы используете всё своё право наркома, чтобы в первую очередь обеспечить действующую армию».
За дело Хрулёв взялся с места в карьер. По настоянию нового наркома железнодорожники спешно, но дотошно провели всесоюзную перепись вагонов грузового и пассажирского парка – это помогло понять возможности подвижного состава и более точно распределять вагоны по направлениям. Кроме того, железнодорожники получили усовершенствованную систему связи, стало меньше неразберихи, которая в военное время приводила не только к финансовым, но и к человеческим потерям. Наконец, в наркомате по-новому стали относиться к планированию основных задач – для этого потребовалась особая гибкость. Просчитывалось несколько вариантов развития событий – реалистичных, без приукрашивания ситуаций. Соответственно для решения возможных проблем Хрулёв требовал от подчинённых и несколько вариантов действий. К любому сценарию железнодорожники должны были быть готовы.
Среди важнейших решений Андрея Васильевича – создание паровозных колонн особого назначения. А порядок их формирования по принципу принадлежности паровозов и личного состава к той или иной железной дороге позволял оперативно добиться слаженной работы коллективов. Нарком не раз выезжал в прифронтовые области, чтобы увидеть «железнодорожный спецназ» собственными глазами, чтобы поддерживать связь не только с большими начальниками, но и с машинистами, ремонтниками, с теми людьми, которым предстояло в этих колоннах служить. Эти спецформирования славились манёвренностью и оперативностью. В условиях постоянного цейтнота не было ничего важнее, чем возможность сосредоточить паровозную мощь в прифронтовых областях, там, где необходимо наступление, отступление или эвакуация. Как следствие – именно паровозные колонны, организованные Хрулёвым, перебросили войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска, где предстояло развернуться очередному решающему сражению с немцами.
За несколько месяцев в особом резерве наркомата сформировали 106 колонн из 2280 паровозов. Каждую обеспечили ремонтными бригадами, подвижными мастерскими, складами запчастей и инструментов, поэтому они могли бесперебойно действовать в отрыве от депо – в военной ситуации такая необходимость возникала часто. Ко всему прочему, Хрулёв показал себя рачительным и запасливым хозяином, умеющим заранее предусмотреть возможные проблемы. Поэтому железнодорожники, работавшие для фронта и для Победы, были обеспечены всем необходимым. В 1943 году промышленность могла решать серьёзные задачи – во многом благодаря расчётливому уму и опыту Хрулёва. И социальный фактор нарком не сбрасывал со счетов. Путейцы в те месяцы вкалывали до изнеможения (сам Андрей Васильевич тоже работал на износ по 20 часов в сутки), поэтому заботы о раненых, о том, чтобы каждый труженик понимал, что и он, и его семья не будет голодать, также входили в круг обязанностей главы транспортной отрасли. Хрулёв добился для депо увеличения числа подсобных хозяйств – их продукция шла на продовольственное снабжение железнодорожников без карточек. Это в годы войны было поважнее дешевевших денег! Впрочем, и денежное довольствие было повышено.
В отличие от многих руководителей такого ранга Хрулёв не стремился к регалиям. Во многом именно поэтому он так и не стал Героем Социалистического Труда, хотя заслуживал эту награду, как мало кто другой. Зато сам стремился подчинённых поддержать наградами и лично выдвинул на Сталинскую премию главных разработчиков нового метода работы железных дорог в условиях войны – Гарника, Даниленко, Михеева. Правда, заслуженную премию те так и не получили: то ли фронтовая неразбериха помешала, то ли чьи-то интриги…
На одном из торжеств, посвящённых Победе, Иосиф Сталин провозгласил тост: «За подлинного полководца и великого труженика войны, без которого и не было бы этой великой победы. Выпьем за товарища Хрулёва!» Такие слова поважнее званий.
Всего одиннадцать месяцев Хрулёв возглавлял наркомат путей сообщения. Вроде бы и немного. Однако этот выдающийся организатор фронтового тыла остался в учебниках истории и в памяти профессионалов как пример «человека на своём месте». Который не командовал фронтами и армиями, но смог блестяще руководить железнодорожным хозяйством воевавшей страны. Благодаря наработкам Хрулёва в 1945 году, после победы над Германией, советские железные дороги смогли в рекордные сроки перебросить живую силу и технику из Европы на Дальний Восток, где ещё предстояло сражаться с войсками Японской империи. А сам великий интендант в это время оставался начальником тыла…
Андрей Васильевич Хрулёв (на фото – в центре) во время рабочей поездки / из архива Министерства обороны