История цивилизации началась именно вслед за появлением слова как универсального коммуникативного средства в жизни первобытных людей. А образное слово – плод особенного, возвышенного мышления, – составляющее основу художественной литературы, воплощавшей в себе добро и весь спектр гуманитарных ценностей, с помощью которых на протяжении всей мировой истории неустанно шла борьба за спасение души человека и её духовное обогащение. Литературные произведения, всегда сопровождающие сознательного человека и тем самым непременно оберегающие его от всевозможных негативных явлений, выполняют свою первозданную, ответственную, благородную миссию по воспитанию чувства прекрасного, гармонии, внутреннего и внешнего совершенствования.
Азербайджанская устная и письменная литература, будучи составной частью мировой литературы, одновременно является носителем определённых специфических качеств, в некоторой степени обусловленных её уникальностью. По своему геополитическому положению Азербайджан исторически расположен на территории, где скрещивались пути Востока и Запада. Здесь сталкивались национальные интересы крупных держав, во многих случаях превращаясь даже в театр разрушительных военных действий. Если принимать во внимание, что на протяжении истории человечества основной путь Великого переселения народов тоже проходил через эту территорию, то нашу страну вполне можно характеризовать как точку соприкосновения разных цивилизаций. Безусловно, все эти обстоятельства оказали сильное влияние и на экономико-политическую, и на культурную жизнь Азербайджана, а также сыграли свою определённую роль в формировании и развитии его литературы.
Первые побеги азербайджанской литературно-эстетической мысли зародились задолго до появления исламской религиозно-культурной и социально-философской идеологии. Начиная с древних времён в целом азербайджанская литература отличалась глубоким гуманизмом и великою любовью ко всему живому. В азербайджанских художественных произведениях полностью отсутствует национальная, религиозная, расовая обособленность. Все литературные образцы отличаются исключительно содержащимся в них противоборством сил добра и зла, по этим же критериям они и оцениваются.
С конца XIX века в азербайджанской литературе начал усиленно проявляться национально-демократический подъём, в это время главенствующая национально-просветительская идея воплотилась в общественно-художественное движение. В литературе и прессе разрабатывались тематика углубления национальных интересов, пропаганда демократических подходов и идей. В истории азербайджанской литературы впервые фактор народности вышел на передний план. Естественно, значение и влияние реалистическо-сатирической литературы достигло высокого уровня развития...
Поколение, пришедшее в литературу в двадцатых-тридцатых годах прошлого века, искренне верило в идеи социализма, некоторые из них целиком поставили своё искусство на службу этой идее. Ради справедливости надо признаться, что до 60-х годов XX столетия, без исключения, вся литература народов СССР, а также азербайджанская литература испытывала сильное влияние идеи социализма и советской действительности. Вскоре ведущим творческим методом в художественных произведениях, пожалуй, во всём искусстве стал социалистический реализм. Тем не менее многие творцы азербайджанской словесности, используя советскую творческую методологию как внешний фактор, пытались создавать вполне понятную национально-патриотическую реалистическую художественную литературу.
Огромное творческое наследие азербайджанских современных классиков – поэтов советской эпохи поистине отображает реалистическую действительность, ментальность, мечты и чаяния простых людей, повседневные заботы своего народа. Неподдельное, искреннее чувство патриотизма в большинстве произведений этих поэтов проходит красной нитью. Стержень их поэзии составляют сильные национальные идеи и истинная любовь к своему народу в разных её проявлениях. Естественно, и общечеловеческие ценности не были чужды для азербайджанских поэтов-патриотов.
В целом творчество гениального Самеда Вургуна – это совершенный поэтический образец азербайджанской эпопеи. Написанное поэтом в 1935 году стихотворение «Азербайджан» является в азербайджанской литературе поистине самым популярным патриотическим произведением и по сей день.
Цикл стихов «Цвета» незабвенного Расула Рзы является ярким примером того, что талантливый поэт, живущий при любом социальном строе, способен создать произведение мирового уровня. Многовековая история азербайджанской литературы в советский период обогатилась поэтическими школами: силлабического стихосложения Самеда Вургуна, свободного стихосложения на новой ритмике Расула Рзы. Яркая комета азербайджанской поэзии, тонкий лирик, искусный мастер-певец реально-земной любви и красоты Микаил Мушфиг поражает воображение объёмом своего творчества, созданным за столь короткую жизнь – 31 неполный год.
В произведениях Османа Сарывелли преобладала народно-ашугская поэзия, а также любовно-романтическая лирика. В советские годы наряду с партийно-политическими стихами Народный поэт Сулейман Рустам создал множество блистательных любовно-лирических газелей и несколько бессмертных поэтических циклов на «южную» тему о разделённости азербайджанского народа. Народный поэт Азербайджана Мамед Рагим завоевал заслуженную славу по всему Советскому Союзу своими произведениями о Великой Отечественной войне, воспевая общенародный подвиг, а также доблесть и героизм азербайджанских бойцов в смертельной схватке с фашистскими захватчиками.
Имена выдающихся азербайджанских Народных поэтесс советского периода – Мирварид Дильбази и Нигяр Рафибейли их патриотическо-лирическими произведениями навсегда вписаны в историю национальной поэзии Азербайджана. Главные лейтмотивы их произведений – любовь к Родине, воспитание характера, честность, чувство дружбы и товарищества, очарование природой родного края, воспевание жизни и быта простых людей.
Основным лейтмотивом произведений народных поэтов Балаша Азероглу и Сохраба Тахира, написанных ими в различных жанрах на тему разделённости азербайджанского народа, является привязанность к Родине, воспевание борьбы за национальное пробуждение и свободу.
Автор тонких лирических стихов и поэм Ислам Сафарли прославился своими задушевными песенными текстами, которых насчитывается более сотни. Народный поэт Гусейн Ариф в советский период азербайджанской поэзии поистине считается непревзойдённым мастером лирики о природе и любви. А в творчестве Народных поэтов Наби Хазри и Габиля активная гражданская позиция особенно проявляется яркими поэтическими красками, навеянными искренно патриотическими чувствами в философской огранке.
Яркая патриотическая поэзия Бахтияра Вагабзаде, имеющая сильное общественно-философское звучание, стала в литературе флагманом идеи азербайджанского здравого национализма. А Народный поэт Халил Рза Улутюрк ещё в советское время завоевал славу поэта национальной независимости. Всё творчество Народного поэта Мамеда Араза, основанное на патриотизме и идее независимости, оказало большое влияние на развитие национального самосознания.
Как известно, более чем за тысячелетнюю историю азербайджанская письменная литература создала великие произведения и всегда была опорой, главной действующей силой в стране. Гениальные творцы художественного слова всегда играли особенную роль в укреплении, развитии и духовном воспитании народа. Многовековая азербайджанская поэзия является живым, искрящимся, неиссякаемым источником народной мудрости и национального менталитета. В азербайджанской литературе поэзия всегда доминировала и была в авангарде художественной мысли. Данный период также не составляет исключение. Представляем вниманию уважаемых читателей «ЛГ» избранные образцы поэтических творений современных классиков Азербайджана.
Иса Габиббейли,
академик НАНА
Абузар Багиров,
писатель, литературовед
Выражаем глубокую благодарность спонсорам выпуска, нашим близким друзьям, и с признательностью назовём их имена:
доктор технических наук, профессор Асадов Джабир Гусейн оглы, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Курбанов Рашад Афат оглы, офицер МВД РФ Гаджиев Самир Тахир оглы, адвокат Шарифов Теюб Эльдар оглы, авиаконструктор Фараджев Физули Аташ оглы, ресторатор Салимов Тогрул Алим оглы, предприниматели – Алиев Хасай Ибрагим оглы, Керимов Шамси Байрам оглы, Багиров Рафик Али оглы.
Ответственный редактор и составитель Абузар БАГИРОВ. E-mail: abuzar-bam@mail.ru
Редактор Анастасия ЕРМАКОВА. E-mail: kons@lgz.ru