Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2019 г.
  4. № 44 (6711) (30.10.2019)
Литература Стихи

Творения современных классиков

Выпуск 7

30 октября 2019

История цивилизации началась именно вслед за появлением слова как универсального коммуника­тивного средства в жизни перво­бытных людей. А образное слово – плод особенного, возвышенного мышления, – составляющее осно­ву художественной литературы, воплощавшей в себе добро и весь спектр гуманитарных ценностей, с помощью которых на протяжении всей мировой истории неустанно шла борьба за спасение души чело­века и её духовное обогащение. Ли­тературные произведения, всегда сопровождающие сознательного человека и тем самым непременно оберегающие его от всевозможных негативных явлений, выполняют свою первозданную, ответствен­ную, благородную миссию по воспитанию чувства прекрасного, гармонии, внутреннего и внешнего совершенствования.


Азербайджанская устная и пись­менная литература, будучи составной частью мировой литературы, одновре­менно является носителем определён­ных специфических качеств, в некото­рой степени обусловленных её уникаль­ностью. По своему геополитическому положению Азербайджан исторически расположен на территории, где скре­щивались пути Востока и Запада. Здесь сталкивались национальные интересы крупных держав, во многих случаях пре­вращаясь даже в театр разрушительных военных действий. Если принимать во внимание, что на протяжении истории человечества основной путь Велико­го переселения народов тоже проходил через эту территорию, то нашу страну вполне можно характеризовать как точ­ку соприкосновения разных цивилиза­ций. Безусловно, все эти обстоятельства оказали сильное влияние и на эконо­мико-политическую, и на культурную жизнь Азербайджана, а также сыграли свою определённую роль в формирова­нии и развитии его литературы.

Первые побеги азербайджанской литературно-эстетической мысли заро­дились задолго до появления ислам­ской религиозно-культурной и соци­ально-философской идеологии. Начиная с древних времён в целом азербайджан­ская литература отличалась глубоким гуманизмом и великою любовью ко все­му живому. В азербайджанских худо­жественных произведениях полностью отсутствует национальная, религиозная, расовая обособленность. Все литератур­ные образцы отличаются исключитель­но содержащимся в них противобор­ством сил добра и зла, по этим же кри­териям они и оцениваются.

С конца XIX века в азербайджанской литературе начал усиленно проявлять­ся национально-демократический подъём, в это время главенствующая национально-просветительская идея воплотилась в общественно-художе­ственное движение. В литературе и прессе разрабатывались темати­ка углубления национальных инте­ресов, пропаганда демократических подходов и идей. В истории азербай­джанской литературы впервые фактор народности вышел на передний план. Естественно, значение и влияние реа­листическо-сатирической литературы достигло высокого уровня развития...

Поколение, пришедшее в литературу в двадцатых-тридцатых годах прошлого века, искренне верило в идеи социализ­ма, некоторые из них целиком поставили своё искусство на службу этой идее. Ради справедливости надо признаться, что до 60-х годов XX столетия, без исключения, вся литература народов СССР, а также азербайджанская литература испыты­вала сильное влияние идеи социализма и советской действительности. Вскоре ведущим творческим методом в художе­ственных произведениях, пожалуй, во всём искусстве стал социалистический реализм. Тем не менее многие творцы азербайджанской словесности, исполь­зуя советскую творческую методологию как внешний фактор, пытались созда­вать вполне понятную национально-па­триотическую реалистическую художе­ственную литературу.

Огромное творческое наследие азер­байджанских современных классиков – поэтов советской эпохи поистине ото­бражает реалистическую действитель­ность, ментальность, мечты и чаяния простых людей, повседневные заботы своего народа. Неподдельное, искрен­нее чувство патриотизма в большин­стве произведений этих поэтов про­ходит красной нитью. Стержень их поэзии составляют сильные националь­ные идеи и истинная любовь к своему народу в разных её проявлениях. Есте­ственно, и общечеловеческие ценности не были чужды для азербайджанских поэтов-патриотов.

В целом творчество гениального Самеда Вургуна – это совершенный поэтический образец азербайджанской эпопеи. Написанное поэтом в 1935 году стихотворение «Азербайджан» является в азербайджанской литературе поисти­не самым популярным патриотическим произведением и по сей день.

Цикл стихов «Цвета» незабвенного Расула Рзы является ярким примером того, что талантливый поэт, живущий при любом социальном строе, способен создать произведение мирового уровня. Многовековая история азербайджан­ской литературы в советский период обогатилась поэтическими школами: силлабического стихосложения Самеда Вургуна, свободного стихосложения на новой ритмике Расула Рзы. Яркая комета азербайджанской поэзии, тонкий лирик, искусный мастер-певец реально-земной любви и красоты Микаил Мушфиг поражает воображение объёмом своего творчества, созданным за столь корот­кую жизнь – 31 неполный год.

В произведениях Османа Сарывел­ли преобладала народно-ашугская поэ­зия, а также любовно-романтическая лирика. В советские годы наряду с пар­тийно-политическими стихами Народ­ный поэт Сулейман Рустам создал множество блистательных любовно-ли­рических газелей и несколько бессмерт­ных поэтических циклов на «южную» тему о разделённости азербайджанского народа. Народный поэт Азербайджана Мамед Рагим завоевал заслуженную славу по всему Советскому Союзу сво­ими произведениями о Великой Отече­ственной войне, воспевая общенарод­ный подвиг, а также доблесть и героизм азербайджанских бойцов в смертельной схватке с фашистскими захватчиками.

Имена выдающихся азербайджанских Народных поэтесс советского перио­да – Мирварид Дильбази и Нигяр Рафибейли их патриотическо-лири­ческими произведениями навсегда впи­саны в историю национальной поэзии Азербайджана. Главные лейтмотивы их произведений – любовь к Родине, вос­питание характера, честность, чувство дружбы и товарищества, очарование природой родного края, воспевание жиз­ни и быта простых людей.

Основным лейтмотивом произведе­ний народных поэтов Балаша Азероглу и Сохраба Тахира, написанных ими в различных жанрах на тему разделён­ности азербайджанского народа, являет­ся привязанность к Родине, воспевание борьбы за национальное пробуждение и свободу.

Автор тонких лирических стихов и поэм Ислам Сафарли прославился своими задушевными песенными тек­стами, которых насчитывается более сотни. Народный поэт Гусейн Ариф в советский период азербайджанской поэзии поистине считается непревзой­дённым мастером лирики о природе и любви. А в творчестве Народных поэ­тов Наби Хазри и Габиля активная гражданская позиция особенно прояв­ляется яркими поэтическими красками, навеянными искренно патриотически­ми чувствами в философской огранке.

Яркая патриотическая поэзия Бах­тияра Вагабзаде, имеющая сильное общественно-философское звучание, стала в литературе флагманом идеи азер­байджанского здравого национализма. А Народный поэт Халил Рза Улутюрк ещё в советское время завоевал славу поэта национальной независимости. Всё творчество Народного поэта Маме­да Араза, основанное на патриотизме и идее независимости, оказало большое влияние на развитие национального самосознания.

Как известно, более чем за тысячелет­нюю историю азербайджанская пись­менная литература создала великие про­изведения и всегда была опорой, главной действующей силой в стране. Гениаль­ные творцы художественного слова все­гда играли особенную роль в укрепле­нии, развитии и духовном воспитании народа. Многовековая азербайджанская поэзия является живым, искрящимся, неиссякаемым источником народной мудрости и национального менталитета. В азербайджанской литературе поэзия всегда доминировала и была в авангарде художественной мысли. Данный период также не составляет исключение. Пред­ставляем вниманию уважаемых читате­лей «ЛГ» избранные образцы поэтиче­ских творений современных классиков Азербайджана.

Иса.jpgИса Габиббейли,
академик НАНА

Абузар.jpgАбузар Багиров,
писатель, литературовед







Выражаем глубокую благодарность спонсорам выпуска, нашим близким друзьям, и с признательностью назовём их имена:

доктор технических наук, профессор Асадов Джабир Гусейн оглы, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Курбанов Рашад Афат оглы, офицер МВД РФ Гаджиев Самир Тахир оглы, адвокат Шарифов Теюб Эльдар оглы, авиаконструктор Фараджев Физули Аташ оглы, ресторатор Салимов Тогрул Алим оглы, предприниматели – Алиев Хасай Ибрагим оглы, Керимов Шамси Байрам оглы, Багиров Рафик Али оглы.

Ответственный редактор и составитель Абузар БАГИРОВ. E-mail: abuzar-bam@mail.ru

Редактор Анастасия ЕРМАКОВА. E-mail: kons@lgz.ru

Тэги: Поэзия Азербайджан Поэты Абузар Багиров Иса Габиббейли
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS