Мы знали на что шли. Беспрецедентная по объёму (три полосы!) статья нашего давнего и уважаемого автора, известного далеко за пределами Петербурга критика и историка театра, одного из наиболее энергичных и последовательных защитников русской культуры Марка Николаевича Любомудрова, опубликованная в третьем номере «ЛГ» нынешнего года, стала настоящей сенсацией. Первые отклики в соцсетях появились практически сразу после того, как свежий выпуск был размещён на сайте газеты. Пользуясь случаем, обращаем внимание читателей – все материалы номера появляются в открытом доступе в ночь со вторника на среду – традиционный вот уже 50 лет день выхода газеты. Так вот, статью М. Любомудрова «Смердяковщина» о РГАБДТ им. Товстоногова времён Андрея Могучего стали цитировать сразу. Естественно, у автора и газеты нашлись и сторонники, и противники. Публикуем некоторые выдержки из откликов. Если у режиссёра А.А. Могучего есть желание ответить критику, мы предоставим такую возможность.
Ай да Любомудров! Молодец! Храню его предыдущую статью из «ЛГ» «Фейки Фокина» о катастрофическом положении дел в Александринке, с которой абсолютно согласен. И вот теперь пришла очередь рентгена Большого драматического. Не буду писать, чьё имя он носит. Так как уверена: этот достойнейший мастер не принял бы методов работы Могучего. Помню «Варваров», «Поднятую целину», другие работы мудрого Георгия Александровича Товстоногова. И буду помнить всегда за психологизм, ощущение эпохи. А как работали прежние звёзды – Доронина, Стржельчик, Лавров, Лебедев, Копелян! Слава богу, что Татьяна Васильевна Доронина уехала в Москву и многие годы руководит МХАТом им. Горького. И что ей не пришлось играть, если так можно выразиться, в постановках инженера и выпускника Института культуры, которому разрешено делать с классикой что заблагорассудится. Газете за настойчивость в отстаивании русского театра – поклон!
Людмила Лебедева, Гатчина
Не знаю, почему молчат те, кому посчастливилось работать с великим Товстоноговым? Неужели боятся высказаться откровенно о своей занятости в спектаклях Могучего? Страшно подумать – неужели бояться его гнева? Или свет «Золотых масок» и других наград застил глаза? Жаль...
А. Гавриш, Новомосковск Тульской обл.
Хочу через «ЛГ» напрямую обратиться к руководителю СТД России. Дорогой Александр Александрович Калягин! Перефразируя старую рубрику, скажу: если бы начальником театральной жизни страны был я, непременно бы обратил внимание общественности на статью «Смердяковщина», заставил бы худруков и просто главных режиссёров изучить её, раньше говорили – с карандашиком! И устроил бы не междусобойчик золотомасочный, а обсуждение.
Сергей Соколов, Уфа
Какая глубокая потрясающая статья М. Любомудрова! В лучших традициях отечественной классики, подробная, аргументированная. Теперь таких критиков мало. Уверена, она войдёт в хрестоматии по истории отечественного театра ХХI века. Спасибо газете! И конечно, автору!
Татьяна Есина, Павлов Посад
А мне Могучий по душе. Смотрел несколько лет назад в парке «Коломенское» какое-то зрелище, им поставленное. Для этого огромных размеров шатёр ставили. Названия не помню, но были цирковые артисты, клоуны из «Лицедеев» и лошади. Как сейчас помню свой восторг! Может, лошадей БДТ не хватает?
С. Бережной, студент
Ну ладно, премии, критики… А что же публика? Я не хожу на Могучего, только лишь на опере в Михайловском театре повозмущался изобретениями. Но отметил и такое изобретение режиссёра: были приглашены студенты музучилища, устроившие в конце овацию. Практично. А что же публика на «Пьяных»? Одобрила новаторство?
Валентин Колесов
Как надоели эти «перепевы» классики! Прямо хочется по рукам надавать, кто берёт с полки классика, чтобы испохабить! Садись и пиши сам на любую тему, благо свобода!
Любовь Наумова
Кто доверил этому человеку в бейсболке славу Г. Товстоногова, К. Лаврова, Е. Лебедева и многих других личностей советского БДТ? Хочет «творить» или «вытворять» – пусть за свои, не госбюджетные, деньги арендует какой-нибудь «андеграунд» в Питере (ещё лучше – в Европе) и там мучается.
Александр Прокофьев
Прямо безысходность какая-то! Один театр за другим превращается бог знает во что. А Министерство культуры, помимо прессы и общественного мнения, как-то участвует в этом «протесте»?
Ираида Осипова