Опубликовав рецензию на дебютную ленту Саши Франк «Он+Она» («Отличный старт» от 26.08.2020) и порадовавшись за выпускницу ВГИКа, мы и представить не могли, что за этим чудесным фильмом о любви стоит столько ненависти и злобы. Его второй год не выпускают на экраны. Разнообразной похабной ерунде – зелёная улица, а этой светлой, мудрой ленте – кирпич. Почему? Что-то понимать мы стали, когда режиссёр сообщила нам, что Денис Баглай, генеральный директор студии «Art Pictures Studio», которой принадлежат права на фильм, потребовал, чтобы «ЛГ»… отозвала рецензию на фильм. Это не шутка. Повторяю: отозвала! Ситуация бредовая: как можно отозвать что-либо в современной прессе, да ещё без решения суда, да и, чёрт побери, чем директору студии не угодила рецензия, в которой его фильм хвалят?!
К режиссёру Саше Франк, находящейся на грани нервного срыва, мы с этими вопросами приставать не стали (да она, наверное, и не знает на них ответа), провели собственное расследование, чтобы разобраться, в чём суть конфликта между режиссёром и продюсером фильма.
Началось всё в феврале 2018 года. Молодая постановщица Саша Франк, уже заявившая о себе как о режиссёре (её короткометражный фильм «Радость» был показан на трёх международных фестивалях: Московском, Каннском и Chelsea Film Festival в Нью-Йорке), на собственные средства сняла новый короткометражный фильм – «Он+ Она». В главных ролях – известные артисты Василий Бочкарёв, Катерина Шпица, Сергей Бурунов, Павел Деревянко. Короткометражку посмотрел Фёдор Бондарчук и предложил молодому режиссёру сделать полнометражный киноальманах в его компании «Art Pictures Studio». И поручил им заниматься в качестве продюсера генеральному директору кинокомпании Денису Баглаю.
Who is Баглай?
Генеральный директор студии «Art Pictures Studio» Денис Баглай
В единственном интервью, которое удалось найти в Сети, он сказал о себе исчерпывающе: «В 1993 году я начал работать в качестве администратора программы на Первом канале и именно тогда, наверное, понял, что творчество – это не ко мне. Вот если что-то организовать, с кем-то договориться, просчитать сценарий, собрать группу для съёмок — это да. Писать сценарии или снимать кино меня никогда не тянуло. Я абсолютно не творческий человек. И могу принести пользу людям творческим, потому что должен быть, знаете, трезвый человек, который абсолютно чётко понимает с организационной и коммерческой стороны, что вот эту историю можно продать, а вот эту задумку на 100% реализовать не удастся...» Такой автопортрет.
Далее оказалось, что свои деньги в кино «Art Pictures» вкладывать не собирается, Саше Франк пришлось искать инвестора. С помощью актёра Анатолия Руденко, который снялся (и очень удачно) в одной из новелл, удалось найти такого человека. Баглай убедил инвестора, что деньги надо перевести в «Art Pictures», так как финансирование проекта будет проходить через кинокомпанию, которая, в свою очередь, тоже будет вкладывать деньги в проект. А Саше объяснили, что свои права на картину она должна передать «Art Pictures», по-другому-де в кинопроизводстве не бывает. Таким образом, были убиты два зайца: и инвестор деньги перевёл, и Саша права передала. А вот после этого абсолютно не творческий человек Баглай присылает Саше некий сценарий с предложением заменить последнюю, пятую, новеллу фильма с уже утверждённым звёздным составом (Ольга Науменко, Евгений Стеблов, Геннадий Сайфулин) на другую. В предложенной истории главные действующие лица – женщины, из которых одна соблазняет другую, а потом они оказываются матерью и дочерью. Но тема однополой любви и инцеста никак не соответствовала замыслу фильма Саши Франк, и она отказалась.
Вот с этого и начались неприятности: коммуникация с Баглаем расстроилась, деньги (из тех, что вложил инвестор) выделялись всё более неохотно, а потом финансирование и вовсе прекратилось. Дальше – ещё хуже. После того как в мае 2019 года Баглаю был послан первый монтаж, он потребовал, чтобы Саша незамедлительно привезла в студию все исходники. При этом по телефону звучали угрозы и оскорбления, самая мягкая дефиниция: «фильм – говно». Стоит добавить, что за время съёмок Саша успела выйти замуж, забеременеть и родить ребёнка, так вот, после оскорблений генерального директора у неё пропало молоко. Но сдаваться она не стала, и отдавать исходники тоже – из боязни, что они пропадут или её кинодетище изуродуют. Чтобы закончить фильм (озвучивание и т.д.), Саша залезает в долги.
Итак, что же получилось: кинокомпания «Art Pictures» не вложила в проект ни копейки, просто в подарок получила первую новеллу, снятую на деньги режиссёра, да и весь полнометражный фильм завершён тоже на её деньги, остальное – финансы инвестора.
Фильм год как готов, он официально сдаётся в «Art Pictures», прилагаются все сопутствующие документы, отчёты, акт приёмки, но всё это остаётся без ответа и внимания руководства компании. Премьеры нет, показывать ленту режиссёр без разрешения правообладателей не имеет права: ни критикам, ни отборщикам фестивалей – никому. Наконец дебютантка не выдерживает и отправляет фильм своему вгиковскому мастеру – известному кинорежиссёру Валерию Ахадову с вопросом «Стоит ли за картину бороться?».
Ахадов даёт картине неожиданно для Саши очень высокую оценку, а также рекомендует показывать её кинокритикам. Выходит статья в «ЛГ», потом в газетах «Труд», «Экран и сцена», где о фильме отзываются тоже более чем похвально! Журналисты задают естественный вопрос режиссёру: когда премьера? И тут выясняется, что премьеры не будет! Скандал выплёскивается в Сеть, и Баглай наконец откликается, но как? Посылает режиссёру официальные претензии, в которых требует отзыва рецензий! Если бы этого требовал рядовой, попутавший берега прохиндей, каких много в кинобизнесе, то последовал бы взрыв смеха, но мы имеем дело с генеральным директором солидной кинокомпании, который может раздавить начинающего талантливого режиссёра. Как быть?
И тогда за дебютантку вступилась Гильдия киноведов и кинокритиков. Люди разных эстетических предпочтений и политических взглядов объединились (такое бывает крайне редко!) в желании поддержать Сашу. Президент Гильдии Кирилл Разлогов отправил официальное письмо г-ну Баглаю с просьбой прийти на собрание Гильдии, чтобы помочь разобраться в конфликте и мирно выйти из ситуации.
В назначенный день в Доме кино состоялось заседание Гильдии, на которое Денис Леонидович, разумеется, опоздал. Зато весь цвет нашей кинокритики собрался вовремя, и, несмотря на вторую волну пандемии, почти в полном составе. Те из киноведов, кто не смог присутствовать лично, прислали свои положительные отзывы с призывом к продюсеру срочно выпустить картину. Баглай удивил всех, а в первую очередь создателей фильма, заявив, что он не продюсер, как его отрекомендовал Фёдор Бондарчук… А кто же тогда? То, что не Дино Де Лаурентис и не Харви Вайнштейн, все уже поняли. Тогда кто? Ротшильд, Наполеон? Хотя, действительно, настоящим продюсером фильма (и генеральным, и исполнительным, и линейным) была его режиссёр… Не буду описывать бурную дискуссию и цитировать пламенные речи уважаемых коллег, положительным итогом беспрецедентного собрания можно считать обещание генерального директора студии разрешить некоммерческое использование фильма, если режиссёр отдаст фильм в компанию. «Art Pictures» в свою очередь продаст его на одну из цифровых платформ, и каждый желающий сможет его посмотреть, правда не в кинотеатре, а на мониторе компьютера.
Более чем двухгодичные мытарства дебютантки, надеемся, завершились. Как не вспомнить фразу Ахматовой «какую биографию делают нашему рыжему!». Саша Франк приобрела имя, ей нужно сказать Д.Л. Баглаю спасибо: если бы не он и её упорство, то за неё не вступилось бы наше киносообщество. Но нормально ли это? Дебютантка сняла талантливый фильм, не стараясь никому угодить, не конъюнктурный, искренний. И отстояла его.
Но многие ли на это способны? «Власть и деньги предержащие», кичащиеся тем, что «творчество – это не ко мне», гнут и ломают творцов, затаптывают на корню ростки живого кинематографа. И такое происходит повсеместно, и не только с дебютантами. Можно ли исправить эту крайне нездоровую ситуацию? Или всё правильно?
Эти вопросы мы задаём всем заинтересованным лицам, в том числе и Денису Леонидовичу Баглаю. Ответы опубликуем в «ЛГ».