Деловое общение – это не только этикет, цвет костюма на официальном обеде и обращение в сопроводительном письме. Это в первую очередь постижение психологии партнёра, его типа личности, поиск способов совместного продвижения к цели. Мужчинам, предупреждают авторы пособия, свойственны автономия и самостоятельность, а женщинам – способность устанавливать и сохранять отношения. Американцев выводит из себя некомпетентность, а французы галантны, но дотошны. При наличии переводчика на переговорах не следует произносить подряд больше двух предложений, сыпать поговорками и цитировать стихи.
Помимо этих, в общем-то, всем известных истин, в книге есть действительно много интересных и полезных сведений: как понять, что ваш партнёр использует психологическую манипуляцию, и защититься от неё? Как диагностировать стресс и выйти из него? Как строить разговор с начальником? Как противостоять моббингу (притеснению в трудовом коллективе)? До какого часа можно говорить «Доброе утро»? Как правильно делать комплименты?
Конкретные советы касаются многих сторон человеческого общения, правил вежливости и этических норм, взаимоотношений равноправных партнёров, менеджера и клиента, работодателя и претендента. Но при всём разнообразии приёмов и методик, оказывается, очень многое зависит от нашей базовой психологической установки по отношению к окружающим. Например, установка «Я хороший – ты плохой» свойственна личности безответственной и деспотичной, «Я плохой – ты хороший» – закомплексованному неудачнику, а катастрофическая «Я плохой – ты плохой» – непредсказуемому и депрессивному типу. Установка же победителя – «Я хороший – ты хороший» – самая «нравственная и продуктивная», как утверждают авторы пособия.