На Кубе состоялась и успешно прошла встреча глав двух крупнейших христианских церквей – святейшего патриарха Кирилла и святейшего папы римского Франциска. Что показала встреча, каковы её итоги? Наш собеседник – Александр ЩИПКОВ, политический мыслитель, общественный деятель, писатель.
– Александр Владимирович, понятно внимание к встрече со стороны российских СМИ. Но уже ночью, как только она завершилась, популярный телеканал «Евроньюс» дал подробный репортаж о ней. В канун её журналист Сальваторе Мацца на страницах Avvenire сравнил встречу с развязыванием гордиева узла, в деталях рассказав, как она готовилась на протяжении 20 лет. Судя по всему, умолчать о встрече и её итогах не удастся. Чем вызван такой интерес?
– Встреча патриарха и папы римского действительно обсуждалась годами. Но человек предполагает, а Бог располагает. Никто в итоге не угадал, в каких обстоятельствах и в каком формате её придётся проводить. Считалось, что это будет шаг в рамках религиозного межцерковного диалога, а получилось, что основной целью встречи стало объединение усилий, чтобы переломить негативные тенденции в международной гуманитарной обстановке.
Для многих это оказалось неожиданностью. Хотя трагические события последних лет и месяцев подсказывали, что вмешательство двух духовных лидеров в международную ситуацию рано или поздно произойдёт, что это лишь вопрос времени. Мир сегодня оказался у самого края. Глобальная экономика дала серьёзный сбой, общество архаизируется, нарастают национальные, религиозные и цивилизационные противоречия, ширится неконтролируемый военный конфликт и геноцид христиан на Ближнем Востоке, дискриминация христиан в Европе. Всё это даёт кумулятивный эффект. Поэтому встреча патриарха и папы стала своего рода чрезвычайной мерой в условиях мирового кризиса. Причём их позиции, касающиеся мировой политики, несмотря на православно-католические догматические различия, сегодня по многим вопросам, как выяснилось, совпадают. Это и есть ключ к пониманию произошедшего события. Патриарх Кирилл и папа Франциск предлагают Западу вернуться к христианской этике независимо от отношения тех или иных групп к вопросам религии. Это необходимое, хотя и не единственное условие выхода из кризиса.
Таким образом, перед нами предстаёт новая перспектива сближения конфессий – не экуменистическая, а иная, затрагивающая проблематику глобальных социальных вызовов. Таково требование сегодняшнего дня: сближение вопреки тому, что нас разделяет в плане религиозном. Без ущерба для православной и католической традиций. Это союзничество перед лицом общих вызовов. Что касается гордиева узла, то обычно его не развязывают, а рубят. У нас ситуация иная. Узлов в современном обществе много, и сообща их придётся долго распутывать.
– Информационная война на этом поле велась и, видимо, продолжится. На Западе особое внимание обращали на политические аспекты встречи, связывая их с попыткой Владимира Путина выйти из международной изоляции и желанием патриарха Кирилла укрепить влияние в православном мире. Есть ли какие-то основания видеть здесь «руку Кремля»?
– То, что на международном языке называют «изоляцией», – это просто один из политических инструментов. Когда кого-то хотят изолировать, его успешно изолируют, несмотря ни на какое паблисити. Но это не наш случай. В отношении России и её президента слово «изоляция» употреблялось некоторыми СМИ как элемент психологического, а не политического давления, поскольку в политическом отношении он к нам не применим. Невозможно изолировать лидера страны, без которой не может быть решена ни одна серьёзная проблема ни в Европе, ни на Ближнем Востоке. Так что оставим эту тему мастерам публицистической риторики.
Мы не луидоры, у нас нет цели всем понравиться, как нет и идеологических догм. Миссия патриарха Кирилла, конечно, имеет глубокий смысл, а значения церковной дипломатии наряду с дипломатией обыкновенной никто не отменял. На мой взгляд, тут всё просто: если позиции по международной проблематике совпадают – значит, мы выступаем вместе и взаимно усиливаем друг друга. И тот факт, что глава католического мира понимает, с кем из православных лидеров можно и нужно решать реальные мировые проблемы, говорит о международном влиянии патриарха Кирилла.
– В совместном заявлении отмечается, что «человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен». Что может стоять за этой формулировкой? Что вызывает особые опасения предстоятелей и чему в ходе разговора на Кубе духовные лидеры уделили больше сил и времени?
– Мы живём в очень сложный переходный период. Прежняя общественно-политическая модель, доминировавшая в мире, входит в состояние коллапса. Кризис глобальной «штабной экономики» очевиден, а вместе с ней теряет устойчивость и социальная система. Общество стремительно архаизируется, утрачивается культура отношения к слабым, «сбрасываются» социальные гарантии. Зато резко растёт спрос на неонацизм и религиозный фундаментализм. Мир возвращается к описанному когда-то Томасом Гоббсом состоянию «войны всех против всех».
Искусственно дестабилизируются целые регионы – например, Украина, Сирия, а в перспективе и Европа, которая пока ещё является единым союзом. Чтобы не допустить «сомализации» в евразийских масштабах, нам необходимы экстренные меры. Поэтому духовные лидеры говорят об отказе от морального релятивизма и конструктивизма, о важности христианской нравственной парадигмы для Европы, о чётких правилах игры в международных отношениях, необходимости реального уважения к традициям и ценностно-культурным особенностям (вместо формальной толерантности), о прекращении дискриминации христиан. Мы действительно на пороге серьёзных перемен. Они неизбежны, но их вектор зависит от наших усилий.
– Многие обратили внимание на призыв к межрелигиозному диалогу. «Различия в понимании религиозных истин, – подчёркивают папа и патриарх, – не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии». Но вытеснение христиан с Ближнего Востока, конфликты на этой почве на Украине пока говорят об обратном. Не нужно ли расширить рамки обсуждения? Возможны ли встречи в более широком составе – с участием мусульман, иудеев, буддистов?
– Что касается трагедий на Украине и в Сирии, то это результат безответственного и аморального поведения части политических элит Запада. Рано или поздно им придётся изменить политику: они уже не в состоянии сдержать нарастающий мировой кризис. Иначе произойдёт естественная ротация элит и новая регионализация мира. Но такой «длинный» сценарий будет означать массовую гибель людей – собственно, мы это видим уже сейчас. Именно поэтому патриарх Кирилл и папа Франциск призывают остановиться и волевым порядком принять другой, более гуманный сценарий выхода из кризиса, не доводить ситуацию до полного краха. Для мира в целом это плохой сценарий.
Чем раньше мы начнём меняться, тем с меньшими потерями будут происходить эти перемены. Что касается встречи мировых религиозных лидеров в более широком составе – с участием мусульман, иудеев, буддистов, – это прекрасная идея. Есть только одна проблема: готовится такая встреча очень сложно и очень долго, а времени на принятие решений остаётся очень мало. Но всё может быть: у Бога, как известно, свой хронометр.
– Довольно определённо предстоятели высказались об институтах семьи и брака, прямо отметив свою обеспокоенность «кризисом семьи во многих странах». Можно ли ожидать, что правящие круги, общественность, СМИ, особенно на Западе, где в ряде стран однополые браки, например, уже под защитой закона, услышат этот призыв? Как, впрочем, и другие призывы. Скажем, о недопустимости «растущего неравенства в распределении земных благ»?
– Наш общий долг – предлагать стратегию выхода из тупика. Думаю, в долгосрочной перспективе перемены неизбежны. Конечно, они не произойдут повсюду одновременно. Но поскольку в мире растёт роль региональных союзов, могут появиться новые экономические зоны, то и в социокультурной и морально-нравственной сферах могут происходить локальные изменения, которые постепенно превратятся в общемировой тренд.
Беседу вёл Владимир СУХОМЛИНОВ