В послании Федеральному Собранию Владимир Путин раскритиковал учебник истории, в котором очень слабо освещена Сталинградская битва. После разбирательств выяснилось, что попавший к президенту учебник написан ещё в 2013 году и используется не в школах, а в колледжах. Но тем не менее в Минпросвещения начата проверка всей линейки школьных учебников и рабочих программ по предмету «история». В 70% программ найдены существенные пробелы. О качестве учебников и программ наш корреспондент говорит с преподавателем истории и обществознания Сапожковской средней школы Надеждой Нарижной, приехавшей в Рязанскую область по федеральной программе «Земский учитель».
– Надежда Владимировна, один из аргументов защитников раскритикованного учебника – огромный объём информации, которую необходимо донести до школьника. Но, согласитесь, есть ключевые события, без изучения которых невозможно воспитать достойного гражданина. И Сталинградская битва одно из таких событий.
– Безусловно. Память о тех, кто отвоевал Победу, хранится в каждой семье. Мои прабабушка и прадед по материнской линии вырастили 11 сыновей, 10 моих двоюродных дедов ушли на фронт и не вернулись... Дед по отцовской линии прошёл всю войну, участник Сталинградской битвы, награждён медалью «За оборону Сталинграда». Для меня и моей семьи Великая Отечественная война не просто трагический период и не страница учебника истории. Это боль утраты, горе, слёзы родных, и в то же время – восхищение и гордость их подвигом.
Мы стараемся делать всё возможное для воспитания патриотизма. Это классные часы, школьные мероприятия, экскурсии. В этом году 9 мая мы с группой учеников 5, 6, 8-х классов посетили музейный комплекс «Дорога Памяти 1418 шагов» и главный храм Вооружённых сил России в военно-патриотическом парке «Патриот». И я уверена, что чувство полного погружения в атмосферу военных лет, в атмосферу обороны Брестской крепости, битвы за Сталинград дети не забудут никогда!
Удручает только, что посетить этот потрясающий музей могут далеко не все школьники нашей страны. Спасибо родителям, взявшим на себя финансовую нагрузку поездки.
К сожалению, пробелы в учебниках истории есть. Есть пробелы и в программах. Мы в 7-м классе проходим курс всеобщей истории «История Нового времени», подробно изучаем религиозные и гражданские войны в Европе XVI–XVII веков, Тридцатилетнюю войну, лишь вторая половина учебного года (отнимите зимние и весенние каникулы, множество праздничных дней) отводится для изучения «Истории России».
– 12 июня на родине Александра Невского, в Переславле-Залесском, пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 800-летию великого князя. В школьной программе этот знаковый юбилей как-то отразился?
– В нашей школе история России изучается по учебнику под редакцией академика А.В. Торкунова. В нём тема Александра Невского вообще отдельно не выделена. Она освещается в параграфе «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». На четырёх страницах повествуется о походах шведов в середине XII и начале XIII века, о походах крестоносцев в конце XII века, о походах датских и немецких рыцарей в начале XIII века. Несколько строк о самом Александре Невском. Невской битве отводится половина страницы и Ледовому побоищу – одна страница.
Александр Невский – блестящий полководец, талантливый дипломат, защитник Отечества, он неоспоримо является одной из главных исторических фигур, поэтому в юбилейном году вместо одного часа мы выделили для Александра Невского два учебных часа. В том числе и благодаря видеоматериалам недостаток информации, я думаю, был восполнен. Знаменательные даты – это всегда инициатива школы. В учебниках, по которым дети учатся не один год, это сложно предусмотреть.
В июле мы планируем поехать на экскурсию в Санкт-Петербург, в плане также посещение в Новгороде театрализованной интерактивной программы «Великий город Великого князя. Александр Невский», приуроченной к этому знаменательному событию.
Сегодня у педагогов масса возможностей и инструментов. Но поиск дополнительной информации, подготовка к урокам, планы, отчёты, журналы занимают значительное время. Всё держится на энтузиазме.
– На ваш взгляд, нужно ли переписывать учебники, и если да, то как именно?
– Для меня вопрос в другом. Почему дети до сих пор изучают историю по учебникам с нераскрытыми темами... Есть действительно интересные одобренные учебники, например под редакцией Владимира Мединского, где общая идейная направленность – воспитание чувства патриотизма, гордости за деяния предков, гражданской ответственности.
– Есть мнение, что в школе нужно рассказывать о разных интерпретациях исторических событий. Например, что Александр Невский не был князем и что битв он не выигрывал... Нужно ли знакомить детей с этими версиями?
– Александр Невский не проиграл ни одной битвы, об этом, кстати, в учебнике не говорится. Александр Невский, князь Новгородский, великий князь Киевский и великий князь Владимирский, сын князя Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо, правнук основателя Москвы Юрия Долгорукого и праправнук Владимира Мономаха. Версия о том, что Александр Невский не был князем, не имеет оснований.
Считаю, что детей нужно знакомить в первую очередь с историей, а не с вымыслом и домыслами. Если к материалу прилагаются мифы, легенды, теории и версии, то их можно довести до сведения учеников. Именно в этом ключе: мифы, сказания, легенды, теории.
Как говорил Александр Невский, «не в силе Бог, а в правде».
Ольга Кощеева