Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2021 г.
Общество Гуманитарий

Учебник как жанр

Он должен только информировать или ещё и воспитывать?

08 июня 2021
Каким же всё-таки должен быть учебник?

В послании Федеральному Собранию Владимир Путин раскритиковал учебник истории, в котором очень слабо освещена Сталинградская битва. После разбирательств выяснилось, что попавший к президенту учебник написан ещё в 2013 году и используется не в школах, а в колледжах. Но тем не менее в Минпросвещения начата проверка всей линейки школьных учебников и рабочих программ по предмету «история». В 70% программ найдены существенные пробелы. О качестве учебников и программ наш корреспондент говорит с преподавателем истории и обществознания Сапожковской средней школы Надеждой Нарижной, приехавшей в Рязанскую область по федеральной программе «Земский учитель».

– Надежда Владимировна, один из аргументов защитников раскритикованного учебника – огромный объём информации, которую необходимо донести до школьника. Но, согласитесь, есть ключевые события, без изучения которых невозможно воспитать достойного гражданина. И Сталинградская битва одно из таких событий.

– Безусловно. Память о тех, кто отвоевал Победу, хранится в каждой семье. Мои прабабушка и прадед по материнской линии вырастили 11 сыновей, 10 моих двоюродных дедов ушли на фронт и не вернулись... Дед по отцовской линии прошёл всю войну, участник Сталинградской битвы, награждён медалью «За оборону Сталинграда». Для меня и моей семьи Великая Отечественная война не просто трагический период и не страница учебника истории. Это боль утраты, горе, слёзы родных, и в то же время – восхищение и гордость их подвигом.

Мы стараемся делать всё возможное для воспитания патриотизма. Это классные часы, школьные мероприятия, экскурсии. В этом году 9 мая мы с группой учеников 5, 6, 8-х классов посетили музейный комплекс «Дорога Памяти 1418 шагов» и главный храм Вооружённых сил России в военно-патриотическом парке «Патриот». И я уверена, что чувство полного погружения в атмосферу военных лет, в атмосферу обороны Брестской крепости, битвы за Сталинград дети не забудут никогда!

Удручает только, что посетить этот потрясающий музей могут далеко не все школьники нашей страны. Спасибо родителям, взявшим на себя финансовую нагрузку поездки.

К сожалению, пробелы в учебниках истории есть. Есть пробелы и в программах. Мы в 7-м классе проходим курс всеобщей истории «История Нового времени», подробно изучаем религиозные и гражданские войны в Европе XVI–XVII веков, Тридцатилетнюю войну, лишь вторая половина учебного года (отнимите зимние и весенние каникулы, множество праздничных дней) отводится для изучения «Истории России».

– 12 июня на родине Александра Невского, в Переславле-Залесском, пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 800-летию великого князя. В школьной программе этот знаковый юбилей как-то отразился?

– В нашей школе история России изучается по учебнику под редакцией академика А.В. Торкунова. В нём тема Александра Невского вообще отдельно не выделена. Она освещается в параграфе «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». На четырёх страницах повествуется о походах шведов в середине XII и начале XIII века, о походах крестоносцев в конце XII века, о походах датских и немецких рыцарей в начале XIII века. Несколько строк о самом Александре Невском. Невской битве отводится половина страницы и Ледовому побоищу – одна страница.

Александр Невский – блестящий полководец, талантливый дипломат, защитник Отечества, он неоспоримо является одной из главных исторических фигур, поэтому в юбилейном году вместо одного часа мы выделили для Александра Невского два учебных часа. В том числе и благодаря видеоматериалам недостаток информации, я думаю, был восполнен. Знаменательные даты – это всегда инициатива школы. В учебниках, по которым дети учатся не один год, это сложно предусмотреть.

В июле мы планируем поехать на экскурсию в Санкт-Петербург, в плане также посещение в Новгороде театрализованной интерактивной программы «Великий город Великого князя. Александр Невский», приуроченной к этому знаменательному событию.

Сегодня у педагогов масса возможностей и инструментов. Но поиск дополнительной информации, подготовка к урокам, планы, отчёты, журналы занимают значительное время. Всё держится на энтузиазме.

– На ваш взгляд, нужно ли переписывать учебники, и если да, то как именно?

– Для меня вопрос в другом. Почему дети до сих пор изучают историю по учебникам с нераскрытыми темами... Есть действительно интересные одобренные учебники, например под редакцией Владимира Мединского, где общая идейная направленность – воспитание чувства патриотизма, гордости за деяния предков, гражданской ответственности.

– Есть мнение, что в школе нужно рассказывать о разных интерпретациях исторических событий. Например, что Александр Невский не был князем и что битв он не выигрывал... Нужно ли знакомить детей с этими версиями?

– Александр Невский не проиграл ни одной битвы, об этом, кстати, в учебнике не говорится. Александр Невский, князь Новгородский, великий князь Киевский и великий князь Владимирский, сын князя Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо, правнук основателя Москвы Юрия Долгорукого и праправнук Владимира Мономаха. Версия о том, что Александр Невский не был князем, не имеет оснований.

Считаю, что детей нужно знакомить в первую очередь с историей, а не с вымыслом и домыслами. Если к материалу прилагаются мифы, легенды, теории и версии, то их можно довести до сведения учеников. Именно в этом ключе: мифы, сказания, легенды, теории.

Как говорил Александр Невский, «не в силе Бог, а в правде».

Беседу вела 
Ольга Кощеева

Тэги: Ольга Кощеева
Обсудить в группе Telegram

Ольга Кощеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    31.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Любовь – лучшая защита

    28.05.2025
  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • «Перечитывая Нестора»

    21.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS