Искры, летящие вверх: Размышления о людях с особыми умственными способностями и их родителях. – СПб.: ООО «Журнал «Звезда», 2012. – 128 с. – 500 экз.
Если не все, то уж наверняка многие из нас отгоняют от себя мысли о существовании где-то рядом каких-то других, непохожих на нас, которых называют аутистами, даунами, олигофренами и т.д. Многим, повторяю, и думать о них неприятно, тем более общаться или допускать их общение со своими близкими, особенно с нашими детьми. Нет уж, пусть лучше их держат где-то отдельно, в пансионатах, приютах, где-то в изоляции, подальше от нас. Чтоб мы их не видели и не было нужды думать о них. Книга «Искры, летящие вверх» – яростный протест против такого образа мыслей.
Елена Вяхякуопус – русская, давно переехавшая в Финляндию, психолог, организатор и реализатор нескольких международных проектов по правам инвалидов. Она разработала развивающие игры и реабилитационные программы для детей и взрослых с нарушениями развития и основала для них в Интернете сайт «Искра» (www.kipina.ru). Елена участвует и в международных конференциях, посвящённых проблемам «других людей», в которых, нелишне заметить, Россия – во всяком случае, пока – практически не принимает участия. Хотя и у нас эти проблемы, естественно, существуют. Разумеется, материальные возможности в Финляндии и у нас различны. Елена описывает свой визит в детдом для умственно отсталых детей в российской глубинке. В комнатах на голом полу сидело по двадцать-тридцать голых детей. «Почему, – спросила Елена, – здесь нет ни мебели, ни штор, ни игрушек? Почему дети не одеты?» – «Так ведь идиоты же, – ничтоже сумняшеся ответила санитарка, – рвут всё. Ломают. Никакой одёжи на них не напасёшься. Холодно – одеваем, а сейчас жара…» Девочка лет тринадцати попросила у гостей конфетку – она умела говорить. Елена спросила: «А в школу они ходят?» Санитарка изумилась: «Это ж дебилы, алигрены. Какая школа, что они понимают?»
Но не спешите противопоставлять нищую Россию и богатый Запад. Там подобных детей – да и не детей уже – ломают иначе, но ломают, и против этого восстаёт автор книги. Это о Западе она пишет: «Столетиями узаконенное обществом нарушение основных прав особых людей, научное разделение людей на более и менее ценных привели к тому, что существует «несуществующий народ», огромное число угнетённых людей, которых можно принудительно воспитывать, лечить, контролировать самые интимные сферы их жизни. Отданные произволу психиатров, спрятанные за железными решётками интернатов, они не имеют права на работу, любовь, семью, свободу передвижения…» Это там, где пансионаты комфортны (с нашей точки зрения), ни один взятый оттуда пациент не хотел бы вернуться обратно. Ни один.
Доброта и любовь и, конечно, помощь государства тем, кто даёт «другим людям» свою доброту и любовь, – вот каким видит Елена Вяхякуопус посильное решение проблемы, а не усовершенствование тюрем-интернатов. Это если очень коротко. Обозначить все грани проблемы просто невозможно. Все 128 страниц книги лишены пустот, они перенасыщены информацией, во многом новой и столь мучительной для нас. Потому что речь в ней идёт о самом болезненном – о человеческой совести.