Шоу «Док-ток» становится значимой общественно-политической передачей, в которой идут дискуссии, касающиеся важнейших проблем внутренней жизни России. Александр Гордон из длительной «ссылки» в «Мужское и женское», где на свет вытаскивается грязное бельё семейной жизни, похоже, возвращается в сферу, которая его когда-то и вознесла, – интеллектуальное шоу. Чувствуется, что здесь он в своей тарелке.
Тема последнего выпуска – ЕГЭ, откуда он взялся на нашу голову, о том вреде, который, по мнению многих присутствующих в студии (во главе с заместителем председателя Государственной думы, недавним коллегой и соведущим Гордона Петром Толстым), он нанёс детям и образованию в России. А также той несомненной пользе, которая, по мнению других (во главе с заместителем министра образования РФ (1992–2004) Виктором Болотовым), очевидна. Так надо или не надо ЕГЭ отменять – спорили другие эксперты: депутаты, чиновники, общественники, учителя, родители, и даже двух недавних выпускниц школ пригласили (правда, они были больше похожи на фриков из шоу-бизнеса, чем на обычных школьниц).
Но в ходе обсуждения проблема ЕГЭ была раскрыта, кажется, со всех сторон, выявились не только минусы этой «угадайки», но и плюсы. В итоге пришли к консенсусу, что, безусловно, надо вносить изменения в правила сдачи выпускных экзаменов, ЕГЭ не священная корова, но совсем отказываться от такого рода оценки знаний нельзя – всё же к ней как-то притёрлись, а старые формы экзаменов в институтах явочным порядком вводятся.
В передаче лишь коснулись другой, гораздо более важной проблемы, которая нам осталась в наследство от СССР и особенно от 90-х. Непрестижность учительского призвания. В эту важнейшую для любого народа профессию у нас шли тогда и идут теперь отнюдь не всегда самые лучшие, как в других странах, – в передаче приводились примеры по этому поводу – а, так сказать, по остаточному принципу. Кроме того, лишив школу функции воспитания, мы сейчас пожинаем страшные плоды отношения к педагогу как продавцу образовательных услуг, всё чаще сталкиваемся с отвратительными случаями неуважения и даже нападения на учителей.
Да, в последнее время что-то меняется в лучшую сторону и вроде делается многое, чтобы вернуть достоинство профессии, но хороших учителей, педагогов по призванию явно не хватает. Тут нужна революция в отношении к этой важнейшей профессии. И зарплату надо повышать, и, конечно, надо в полном объёме возвращать воспитательную функцию школе... Тема огромная, вот ей бы посвятить передачу. И не одну.
Наталья Кускова