Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2023 г.
Телеведение

Учёный и его чудовище

Трагедия «мавра, сделавшего своё дело»

24 августа 2023
Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» снят по монументальной книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Триумф и трагедия Американского Прометея». Это – не биография научного руководителя проекта по созданию первой в мире атомной бомбы (как можно было подумать), а ветвистый рассказ о вещах, так или иначе связанных с этим событием, изменившим мировую историю.

Повествование прыгает то назад, то вперёд, то в сторону, так что фильм напоминает трёхчасовой трейлер закадрового сериала продолжительностью в тридцать лет – с конца 20-х до конца 50-х годов XX века. Впрочем, разобраться, что к чему, нетрудно – фрагменты разделены цветом: чёрно-белые дают объективированное представление о происходящем, и в них уделено много места главному противнику Оппенгеймера – Льюису Штраусу, тогда как цветные куски ассоциированы с точкой зрения главного героя. Двойственное впечатление производят звуковая дорожка и визуальные эффекты, призванные передать зрителям творящееся в голове знаменитого физика, – они и мешают воспринимать важные для понимания фильма диалоги, и придают ему дополнительную эмоциональность. Что касается съёмок на 65-миллиметровую киноплёнку и формата IMAX, то говорящие персонажи, которыми почти под завязку заполнена картина, в исполнении отличных актёров – а в картине помимо Киллиана Мёрфи и Роберта Дауни-младшего в главных ролях задействованы Гари Олдмен (президент Трумэн), Мэтт Деймон (генерал Гровс) и другие мастера своего дела – прекрасно смотрятся на малом экране.

Основное время фильма отведено двум слушаниям – 1954 года, когда под давлением атмосферы маккартизма и влиянием Штрауса комиссия по атомной энергии рассмотрела вопрос о продлении допуска Оппенгеймера к секретной информации, и 1959 года, когда американский сенат вопреки желанию президента Эйзенхауэра не утвердил Штрауса на пост министра торговли, оборвав тем самым его государственную карьеру. Попутно раскрываются причины появления ядерного оружия не в Германии, где с 19-го века существовала сильнейшая физическая школа, а в США, где её не было вплоть до 30-х годов прошлого века. Наиболее существенным обстоятельством был антисемитизм нацистов, вынудивший физиков-евреев, составлявших существенную часть этой школы, бежать в США, включиться в атомный проект и опередить оставшихся в Германии учёных, которым не удалось создать своё сверхоружие. Поэтому можно сказать, что нацисты и их союзники проиграли мировую войну ещё до её начала – даже если бы они выиграли сухопутные и морские сражения, победа в глобальной битве была бы достигнута ядерной бомбардировкой Германии.

Наиболее интересно, естественно, первое слушание, состоявшееся в апреле 1954-го, за полгода до осуждения маккартизма, где Оппенгеймера обвинили в нелояльности на основании сведений о его связях с коммунистами и подозрений в передаче секретных сведений советской разведке. Доказательств не нашли, но комиссия всё же отказала ему в дальнейшем допуске – отчасти под воздействием одного из двух базовых разработчиков водородной бомбы, Эдварда Теллера, который, сводя с Оппенгеймером свои счёты, сказал, что предпочёл бы видеть на его месте другого человека. В результате Оппенгеймер был отстранён от ядерной политики, не потеряв ни должности профессора, ни возможности заниматься физикой и читать лекции, а Теллер был подвергнут остракизму научным сообществом, так что трудно сказать, кто из них больше пострадал из-за этого злополучного инцидента.

Одна из важнейших тем картины – отношение творца к применению его творения. Едва ли он глубоко задумывался над этим во время работы, но после сбрасывания бомбы на Хиросиму и Нагасаки перед ним воочию встал вопрос о своей вине в гибели трёхсот тысяч людей при взрыве и от последующего радиоактивного заражения. Он читается в трагическом взгляде учёного и звучит в ключевой сцене, когда Оппенгеймер говорит, что его руки в крови, Трумэн протягивает ему салфетку, а после встречи приказывает секретарю больше не звать «этого плаксу». Мавр сделал своё дело и должен уйти, вопрос же не получает ответа – ни в фильме, ни до сих пор в действительности.

Тэги: Кино Мнения
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Гражданская война: кто виноват?

    230 голосов
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS