Эта печальная дата отмечается по всей стране, но в Тарханах, где поэт похоронен, – по-особенному. Каждый год 27 июля в церкви Михаила Архистратига звучит лития памяти Лермонтова. Так было не всегда. В церковной записи о его гибели в Пятигорске значится: «Погребенье пето не было». Таков был церковный устав: дуэлянты считались самоубийцами и были лишены церковного отпевания.
В 1992 году по просьбе администрации музея «Тарханы» патриарх Алексий благословил отменить запрет.
В галерее музея открылась выставка работ Дмитрия Белюкина «Последняя дуэль», рассказывающая о гибели А.С. Пушкина. Эта экспозиция – напоминание о неразрывной связи двух русских гениев, в жизни и гибели которых было много похожего.
Оба поэта рано погибли: Пушкин в 38 лет, а Лермонтов, который был моложе Пушкина на 15 лет, прожил всего 26 лет, о чём писал: «я начал позже, кончу ране, мой ум немного совершит…», не оправдав, правда, полностью своего предсказания: свершения его ума и души его оказались столь значимыми, что позволили ему занять место рядом с его предшественником.
Пушкин и Лермонтов не были знакомы лично, но они жили в одно время, вращаясь в одном кругу, обществе людей известных, талантливых, образованных, людей широкого кругозора – таких как Карамзин, Краевский, Жуковский, Вяземский, Гоголь и другие, – они не могли не знать друг друга. Сохранилось свидетельство графа Васильева – однополчанина Лермонтова по лейб-гвардии Гусарскому полку, что Пушкин знал о Лермонтове, восхищался его стихами. Говорил: «Далеко мальчик пойдёт». Что же касается Лермонтова, то Пушкина он боготворил. И гибель Александра Сергеевича на дуэли стала для него страшным горем, громовым ударом, на который он ответил своим ударом: стихотворением «Смерть поэта». Оно разбудило Россию, сделало понятным, кого она потеряла. Стихотворение связало навеки имена русских гениев и стало самым великим памятником Пушкину. Для сотрудников музея «Тарханы» оно обладает особой силой, двойной: Лермонтов как будто предугадал свою смерть, сказал: «...Угас, как светоч, дивный гений, / Увял торжественный венок», – и о себе тоже. Вот почему эту выставку показали в день памяти Лермонтова: она и о Пушкине, и о Лермонтове.
Дмитрий Белюкин – народный художник РФ, выдающийся живописец, действительный академик Российской академии художеств. Серия «Последняя дуэль» является собственностью Государственного музея А.С. Пушкина. Белюкин дружен с сотрудниками музея. Его пушкиниана создавалась совместно с ними, с опорой на их знания. При создании своих работ художник использовал музейные материалы о Пушкине.
Директор Государственного музея А.С. Пушкина в Москве Евгений Богатырёв, отправляя выставку в Тарханы, выразил скорбь и благодарность Лермонтову за то, что он сделал для России и Пушкина.
Соб. инф.