Этот крупный город в Якутии стал уникальным проектом своего времени. Нерюнгри – ближайший город на север от бамовской столицы – Тынды. Кстати, рейсы в Нерюнгри и Тынду даже прибывают в один аэропорт.
Его название происходит от эвенкийского – Нерунна. То есть река тысячи хариусов. Местные реки Чульман и Тимптон действительно славились рыбными местами. Рыба там не перевелась и в наше время, но богатства водные постепенно отошли в тень богатств подземных – по Владимиру Высоцкому – «чёрного надёжного золота». В этих краях бывали Ерофей Хабаров и Василий Поярков, однако настоящее освоение Нерюнгри началось только в бамовские времена. Комсомольцы построили город шахтёров, угольщиков, чью продукцию теперь транспортируют по магистрали.
Перед началом проектирования БАМа планировалось построить 10–12 таких промышленных районов по добыче полезных ископаемых, способных достаточно быстро стать рентабельными, а магистраль помогла бы им развиться. Нерюнгри – место, где уже давно работали геологические партии, – замышляли как угольную столицу БАМа. И строили её, и обживали с особой любовью. Бамовцы для того и шли в тайгу и в вечную мерзлоту, чтобы вокруг развивались неведомые прежде месторождения, в которых всегда нуждается страна. Время скептического отношения к угольному топливу не выдержало испытания историей. Поэтому Нерюнгри и БАМ – эта индустриальная связка снова служит нашей экономике.
Первый герб города утверждён в 1984 году: на геральдическом щите изображены угольный пласт, самосвал, вагонетка, коновязи и шестерня над ними; на плашке герба надпись «Нерюнгри» (славная геральдика промышленной эпохи, в наше время почти забытая и несправедливо оболганная! Хочется отдать ей должное. – А. З.). Статус города этот населённый пункт получил в 1975 м. А первый дом появился здесь примерно одновременно с началом строительства БАМа. Возле угольного месторождения решили строить не только предприятия, но и город, чтобы шахтёрам было где жить, где учить детей. Хотя климат здешний выдержит не каждый: летом часто бывает плюс 30, зимой – морозы в минус 50. Таков и характер местных жителей.
Есть замечательная картина художника Юрия Александровича Титова «Так строился первый дом города Нерюнгри» – из известного бамовского цикла. Светлая, тёплая картина, от которой словно веет свежеструганым бревном и трудовым потом. В лесу на высоких сваях строят капитальный бревенчатый дом. Возможно, он стоит и в наши дни. Строителям жарко. Голые по пояс, они со знанием дела пилят, стругают… В доме пока ещё нет жилых этажей, но нет сомнений, что дело будет сделано, а за первым домом последует и первая улица. Ведь город нужен! Он не призрак, а удобное пристанище для тружеников, добывающих из-под земли чёрное золото. Таких подземных работяг уважали во все времена, во многом именно для них строили БАМ. Пока что строительство окружено глухим лесом. И людей, и инструменты высадили с вертолёта. Города ещё нет на карте, но скоро Нерюнгри станет форпостом бамовцев, настоящим городом – с кинотеатрами, с больницами, с учебными заведениями, в том числе с высшими. Этому городу тоже нужна наука!.. Всё это предвидел художник – со временем именно так и случилось. Но картина рассказывает о самых первых днях существования Нерюнгри. Очень скоро деревянных домов там почти не осталось – среди тайги вырос комфортабельный современный многоэтажный район. Строили его, как и БАМ, комсомольские бригады, приехавшие со всей страны, – тысячи добровольцев.
Сейчас город раскинулся около Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, составляющей с БАМом единое целое. Неподалёку – знаменитый Беркакит, конечная станция советского Малого БАМа. Якутский участок магистрали дал развитие Южно-Якутскому территориально-производственному комплексу, железнодорожным путём связал Нерюнгри со всеми городами страны. Сегодня в Нерюнгри переселяются шахтёры из Донбасса, и это тоже важная примета времени. Со временем эти трудолюбивые, сильные люди обязательно напишут новую страницу в истории магистрали. Они прижились и на местном угольном разрезе, и на фабрике по производству концентрата коксующегося угля. Да можно назвать и ещё десяток предприятий. Всё начинается с железной дороги – а дальше промышленность развивается по спирали, в зависимости от спроса и новых технологий.
Нерюнгри развивается, он не принадлежит прошлому. Там уважают первопроходцев, но внимательно всматриваются в будущее. Сейчас в городе живёт около 60 тысяч человек, а если учесть ещё окрестные посёлки – такие, как Чульман и Беркакит, то добавится ещё тысяч пятнадцать жителей. Это особые, бамовские люди. Те, для кого понятие «энтузиазм» не формула из учебника. Почти все они переехали в этот суровый край во время строительства магистрали и угольного комплекса – впоследствии к ним добавились дети и внуки, но всё это, по большому счёту, одна семья. У них общие интересы и друг с другом, и со страной. Время надежд сменялось годами разочарований, но веру в БАМ – не только магистраль, но и регион России – они не потеряли.
Здесь не забыты бамовские традиции внимания к культуре. Закисать в своих квартирах – не по-бамовски. В городе действует единственный на огромном пространстве Восточной Сибири театр куклы и человека. О нём можно было бы написать отдельную статью. Или местный хореографический ансамбль «Северяночка» – лауреат десятка международных конкурсов. Ему аплодировали во многих странах. Но больше всего виртуозов народного танца любят на Родине. Недаром говорят: «Когда танцует «Северяночка» – танцует весь Нерюнгри». Было бы только побольше поводов для радости.
Нет сомнений, что в ближайшие годы город сделает новый виток развития. Уголь, особенно кокс, нужен всюду. И в России, и в дружественном Китае. Жаль только, что мало таких городов в окрестностях БАМа. Впрочем, их может стать больше, если приложить усилия, равные тем, на которые были способны управленцы, комсомольцы, воины-железнодорожники 1970-х.