Наши дети практически полгода были на дистанционном обучении, или, как они говорят, зуммили – учились по Zoom. (Русский язык в этой связи не то обогатился, не то засорился новым словом.) Хорошо это было или плохо?
Положа руку на сердце – хорошо, что вообще было. В другом веке и в другой стране, когда были не зумы, но зимы – с тридцатиградусными морозами – мы не учились вообще.
Но вот в январе после продлённых на неделю каникул юные россияне вернулись в школу. Какова же была встреча? Одни обрадовались – в основном возобновившемуся общению с одноклассниками. Другие – по этому же поводу – расстроились: ведь для многих общение не радость, а мука.
Обнаружилось, что одни предметы – такие, как литература и история, например, – практически не понесли потерь от дистанционки, а другие – химия и физика, для которых столь важны лабораторные работы, – понесли, и значительные.
Оказалось, что дистанционка для многих была комфортнее: и поспать можно подольше, и по морозу в школу идти не нужно. В общем, вскрылись проблемы, может быть, главная из которых, на мой взгляд, проблема общения.
Честно говоря, мы и так не воспитываем коллективистов: прошли времена пионеров-тимуровцев. У нас и так много детей-социопатов, общению со сверстниками предпочитающих сидение за компьютером, не умеющих выстраивать отношения с окружающими, не стремящихся найти своё место в обществе.
Дистанционная форма обучения показала, что их куда больше, чем мы думали. А чем это чревато? Если профессионально такие люди ещё состояться могут – мало ли профессий, не противоречащих удалёнке, – то в плане личном у них будут проблемы. Они и так есть.
Психологи констатируют, что всё больше становится молодых людей, с головой уходящих в сети, потерянных для реальной жизни, не умеющих общаться со сверстниками и не осознающих, какая это – человеческое общение – роскошь.
Возвращаясь же к ситуации с удалёнкой в целом, уверенно скажу, что учителя, как и врачи, справились. Мы доказали urbi et orbi – «городу и миру» (а главное – себе!), что и медицина, и образование у нас на уровне, до которого некоторым странам – как пешком до Луны.
Но вывод всё же напрашивается однозначный: «близко» лучше, чем «далеко», традиционный метод обучения лучше (человечнее!), чем нетрадиционный. А стало быть, пусть лучше место встречи детей со знаниями, учителями, одноклассниками – школу – будет изменить нельзя.
(А если можно – то в хорошем смысле!)