Первые попытки ограничить оборот наркотиков были предприняты более века назад. В феврале 1909 года участники Шанхайской опиумной комиссии (представители 13 стран, в том числе и России) приняли ряд резолюций, рекомендующих постепенное искоренение курения опиума, ограничение его ввоза и пресечение контрабанды. Прошло более ста лет, и, увы, наркомания стала бичом современности.
Ситуация с наркоманией, несмотря на то, что активно работает утверждённая президентом «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ», всё более осложняется. Профессор юриспруденции Бяшир Разгильдяев на дискуссионной секции съезда, посвящённой её реализации, горько заметил, что «государство и его правоохранительные структуры отстают от экспансии тех, кто распространяет наркотики».
Громадные прибыли от наркоторговли стимулируют наркомафию на всё большие объёмы трафика. Бурно растёт производство героина в Афганистане. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), его оттуда поступает в Россию всё больше, в год до 30 тонн. Вторая по популярности – марихуана, а по опасности вторые после героина – «спайсы», синтетические наркотики.
С наркотиками связано 65% преступлений, до 80% краж, мелких грабежей. Героиновому наркоману ежедневно нужна пара доз, а каждая стоит 2 тысячи рублей. Из-за наркотиков в России умирает не менее 60 тысяч молодых людей ежегодно (в Японии в 20 раз меньше, в Европе – в среднем в 12 раз меньше). И наркомания молодеет с каждым годом.
Успехи в борьбе с распространением наркотиков есть, и немалые. За последние пять лет силовики ликвидировали 50 тысяч наркопритонов и мест производства наркотиков; изъяли из незаконного оборота 26 тонн опиатов, в том числе 11,5 тонны афганского героина, конфисковано 18 тонн синтетических наркотиков. К уголовной ответственности по делам, связанным с «дурью», привлечено около 600 тысяч человек.
Из них три четверти сидят за хранение наркотиков без цели сбыта – за пару доз. Это в РФ считается тяжким преступлением, но явно выходит за границы здравого смысла. Так считает и руководство ФСКН, предлагающее ряд преступлений, связанных с хранением наркотиков, отнести к менее тяжким. И наркоманов надо не наказывать, а направлять на реабилитацию. Но тут, как признал глава ФСКН Виктор Иванов, закавыка: часто реабилитацию проходить негде.
Не решены вопросы с госфинансированием реабилитационных центров. Государственные учреждения не могут справиться со всей массой задач, а у неправительственных недостаёт возможностей. «Регулировать деятельность центров социальной реабилитации на федеральном уровне невозможно, и нет предпосылок, что это будет сделано, – сказала на съезде помощник министра здравоохранения Татьяна Клименко. – Необходимо центры объединять в профессиональные союзы и ассоциации».
В реабилитационной деятельности важную роль могут иметь религиозные конфессии (неважно, какого направления, главное – чтобы помогали), считает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Максим Шевченко. Именно в подъёме духовности через религию, литературу, искусство, развитии в молодых людях сильного личностного начала видит известный журналист наилучшие решения в борьбе с наркотиками. Эффективное профилактическое средство – спорт. Но в целом выступление М. Шевченко на секции, посвящённой роли кино, медиа и спорта в профилактике наркозависимости, было, наверное, самым пессимистичным. Он считает, что из-за того, что наркоторговля приносит громадные доходы, причём быстро, и в ней зачастую участвуют чиновники и «люди в погонах», борьба с распространением наркотиков не так эффективна, как должна быть.
Главное – надо максимально усложнить доступ к покупке наркотиков. Сильно тревожит положение в Дагестане, ставшем транзитным пунктом, через который в Россию поступает дурман. Переломить ситуацию не получается как раз потому, что транзит «крышуют» связанные с наркомафией силовики. Пропаганда же антинаркотическая часто неэффективна, ибо рассчитана на «хороших ребят», а к наркотикам больше склонна социально неблагополучная молодёжь, которая глуха и слепа к благим усилиям агитаторов. Пропаганду надо делать жёстче, реалистичней, показывая, к каким страшным результатам приводят наркотики.