
Татьяна Соловьёва
280 лет со дня рождения прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова отметили на прошлой неделе в Петербурге. В Казанском кафедральном соборе панихиду у могилы генерал-фельдмаршала совершил протоиерей Алексий Дорофеев. В богослужении участвовали офицеры и курсанты Военно-космической академии имени Александра Можайского (её историческим предшественником считается Артиллерийская и инженерная шляхетская школа, которую окончил будущий победитель Наполеона), а также юнармейцы, патриотическое и духовное воспитание которых курируют офицеры академии.
Не так давно я попала на экскурсию к хорошо знающему военную тему экскурсоводу. Шла за ней и внимательно вслушивалась в то, что она говорила. И вот речь зашла о том, что во время Великой Отечественной войны в СССР часто вспоминали примеры прежних побед русских войск. И зазвучали имена Александра Невского, Суворова, Кутузова, о которых после 1917 года, между прочим, старались умалчивать. А у меня возник вопрос: почему тогда не поднят из забвения Пётр Александрович Румянцев-Задунайский? Ведь именно этот человек явился автором теории ведения войн – той самой, которой руководствовались и Александр Васильевич, и Михаил Илларионович. Пользуясь именно румянцевской наукой, Суворов одерживал одну победу за другой. В архивах сохранилось его письмо, адресованное сыну Петра Александровича – Николаю после кончины его отца, такого содержания: «Дорогой Николай Петрович! Вы потеряли отца, а я не только отца, но и Учителя…»
Долгое время о замечательном роде Румянцевых, привнёсших много славных дел в историю России, у нас вообще даже не вспоминали. Помню, будучи в 1980 х годах школьницей, я часто заходила во двор дома на Английской набережной, 44, с Галерной улицы, 45. Меня завораживала строгая и вместе с тем притягивавшая взор архитектура обрамлявших этот двор зданий. Однажды я решилась спросить у пожилой женщины, сидевшей во дворе на скамеечке, кто здесь жил. Та, убедившись, что вокруг, кроме нас, никого нет, наклонилась ко мне и тихо сказала, что этот дом построил замечательный человек, которого в прежние времена все уважали. И уже громче добавила, что сейчас она не может назвать его имя, но, когда я вырасту, должна буду сама узнать о хозяине этого дома и о его славных делах… Сейчас, когда открылись архивы и можно прочитать старые публикации, я часто вспоминаю эту немолодую русскую женщину, открывшую тогда для меня этого неординарного человека – Петра Румянцева…
Сегодня о князе Александре Невском написано многое, и пересказывать это в небольшой статье было бы излишне. Что касается знаменитого русского полководца, государственного деятеля и дипломата генерал-фельдмаршала Михаила Голенищева-Кутузова, то он считается любимым учеником генералиссимуса Александра Суворова. Его полководческий талант, по мнению военных специалистов, «…в наступлении и обороне характеризовался разнообразием и широтой манёвров, зачастую неожиданных для противника». Как участник множества войн и сражений, он награждён орденами Святого Георгия всех степеней. С 1812 года именовался светлейшим князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским.
Генерал-фельдмаршал, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных орденов – это титулы Александра Суворова. В октябре 1789-го он высочайшим повелением получил графское достоинство: Рымникский. А в 1799 году стал именоваться: князь Италийский граф Суворов-Рымникский. За всю свою карьеру полководца не проиграл ни одной баталии, неоднократно наголову разбивал значительно превосходящие по численности силы противника. Всего дал более 60 сражений и боёв. Именно его преподносят как основоположника русской военной теории. Однако, не отрицая выдающихся военных заслуг Александра Васильевича, на основании достоверных фактов следует полагать, что разработчиком этой науки был всё-таки Румянцев.
В русской энциклопедии сказано, что Пётр Александрович Румянцев-Задунайский «был одним из выдающихся русских генералов XVIII века и широко считается одним из величайших военачальников России. Он известен как один из трёх лучших и талантливейших российских военачальников того периода. Румянцев впервые в истории использовал мобильные дивизионные квадраты вместо линейных боевых порядков и инициировал формирование лёгких (егерских) батальонов в русской армии, которые действовали в рассыпном строю». В чине генерал-губернатора управлял Малороссией с момента упразднения казачьего гетманства в 1764 году до смерти Екатерины Великой.
Европейская энциклопедия, в свою очередь, повествует, что Румянцев – русский военный и государственный деятель, граф, долгие годы управлявший Малороссией. Участник Семилетней войны, командующий русскими войсками в войнах с Турцией при Екатерине II, герой сражений при Ларге и Кагуле, удостоен титула «Задунайский». С 1770 года – генерал-фельдмаршал. Блистательно продемонстрировал в знаковых сражениях Семилетней и двух русско-турецких войн действенность сформулированных им принципов наступательной стратегии и тактики. Поэтому военные историки Старого Света именно графа Петра Александровича по праву считают основоположником российской военной доктрины. Об этом же свидетельствует и письмо, процитированное в начале этой статьи, в котором Суворов прямо говорит, что Румянцев – его учитель. Князь А.В. Суворов превосходно применял эту теорию (возможно, её совершенствуя) на полях сражений.

Непонятно, по какой причине забвение Румянцевых продолжается. Так, в телевизионной передаче 2022 года, где были представлены факты личной жизни Петра I, вспоминая всех женщин императора, автор, например, не упомянул Марию Андреевну Румянцеву, хотя великий князь, историк Николай Михайлович (Романов) писал: «Мария Андреевна свободно говорила по-французски, хорошо танцевала, обладала красотой и живостью, которые привлекли внимание Петра I… Она занимала первое место среди любовниц великого императора, он любил Марию Андреевну до конца жизни и даже ревновал её, что случалось с ним нечасто. Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню «в ежовых рукавицах», государь выдал 19-летнюю Матвееву за своего любимого денщика Александра Ивановича Румянцева…»
Тот же великий князь, историк Н.М. Романов недвусмысленно дал понять, что Мария Андреевна родила Петру I сына и назвала его в честь отца Петром. Стоит заметить, что неслучайно крёстной матерью у новорождённого была Екатерина I. Этот мальчик впоследствии и стал полководцем П.А. Румянцевым-Задунайским.
В телевизионном полудокументальном фильме об Александре I, прошедшем недавно по Первому каналу, ничего не говорилось и даже не упоминается имя другого Румянцева, Николая Петровича, – Государственного канцлера. Как будто и не существовало этого человека, которому император Александр I на время своих отлучек поручал вести государственные дела и проводить заседания в Государственном совете. В начале ХIХ века Румянцев основал «Учёную дружину» – в народе её называли Румянцевским кружком. В него входили лучшие учёные разных направлений. Эта дружина собиралась в петербургском доме Румянцева на Английской набережной для выявления с дальнейшим приобретением древних документов России*. По словам известного журналиста А.В. Старчевского, «двенадцать лет, проведённых графом Румянцевым в уединении… были блистательной эпохою изыскания отечественных древностей. Вся тогдашняя историческая деятельность (с 1814 по 1826 год) сосредоточивалась около этого великого человека и патриота и жила более или менее значительными его пожертвованиями».
Друг А.С. Пушкина П.А. Плетнёв писал: «Если только чьё-либо помышление клонилось на путь народной славы, никого не отчуждал граф Н.П. Румянцев, сей благородный вельможа, от своей поучительной беседы и благородного вспомоществования, был ли то историк или мореход, поэт или антикварий, географ или художник, грамматик или законовед. Он обратил дом свой в Храм общественных муз, которого самая надпись «На благое просвещение» служит для нас заветом назидательным…»
«Румянцев – это один из уникальных русских, уму и глубочайшим познаниям которого я поражаюсь», – говорил о Николае Петровиче император Николай I. Может быть, замалчивание рода Румянцевых происходит по незнанию? Или у историков есть ещё какая-то версия?..
_________________
* См. книгу: Т.А. Соловьёва. Румянцевский особняк в Санкт-Петербурге. – Логос, 2002.