– Петров! – сказала Марья Ивановна.
– Я! – ответил детский голосок.
– Адвокат Петрова?
– Здесь! – откликнулся молодой мужчина, сидящий рядом с мальчиком.
– На сегодня был задан пересказ своими словами рассказа Тургенева «Муму». Петров, к доске.
– Я не выучил, – покраснев, сказал Петров.
– Почему?
– Разрешите? – протянул вверх руку адвокат Петрова.
Учительница взглянула на сидящего рядом своего адвоката.
– Слушаю вас, господин адвокат, – сказал адвокат Марьи Ивановны.
– Мы считаем, что ребёнку не следует читать произведение, которое содержит сцены насилия над животными, – сказал адвокат Петрова.
– Но это произведение утверждено Министерством народного просвещения для изучения в средней школе, – парировал адвокат Марьи Ивановны.
– А у нас есть заключение детского врача, в котором моему подопечному не рекомендовано чтение подобного сорта литературы.
– А у нас есть последнее постановление Департамента образования, которое приостанавливает действие всех подзаконных актов Минздрава, не согласованных с Министерством просвещения.
– А у нас...
– Стоп, стоп! – остановила адвокатов Марья Ивановна. – Выйдите в коридор и разберитесь там, что с чем согласовано.
Адвокаты послушно вышли из класса.
– А мы пока послушаем Машу Тюкину.
Руку поднял Машин адвокат.
– Ну, что ещё?! – спросила Марья Ивановна.
– Вы Машу уже третий раз в этом месяце вызываете. Это противоречит параграфу 12, пункт 3 циркуляра 1834-бис от 12 февраля сего года, разосланного во все школы района городским Департаментом образования.
Марья Ивановна с тоской посмотрела на место, где недавно сидел её адвокат и потёрла лоб.
– А сколько раз в месяц можно, я забыла что-то?..
– По согласованию с адвокатом ученика два раза, если нет никаких других привходящих обстоятельств и если это не противоречит...
В это время в класс вернулись вышедшие адвокаты. Под глазом у каждого из них наливалось по синяку.
– Можно нам войти? – попросились они.
Тут прозвенел звонок.
– Петрову – два. А вы, – кивнула учительница адвокатам, – придёте завтра к директору, с родителями.
Да, в ХХ веке у учителей с учениками проблем было значительно меньше.
Александр Брюханов, СПб