В январе 1846 года, ровно 170 лет назад, в журнале «Петербургский сборник» вышла в свет, принятая с восторгом самим Белинским, повесть «Бедные люди».
Мне кажется, многие сегодняшние проблемы стали бы нам более понятными, на многие вопросы мы получили бы ответы, если бы вновь обратились к некоторым урокам великого русского мудреца и пророка.
Вот первая, острейшая проблема начала ХХI века: Россия и «цивилизованный мир». Так же остро она возникала и во времена Ф.М. Достоевского. И так же тогда столкнулись лбами «либералы» и «патриоты».
В 1875 году Герцеговина и Босния восстали против турецкого ига. В 1876 году поднялись Болгария и Сербия. Единственной надеждой этих славянских стран в их борьбе за свободу (а противостояла им регулярная турецкая армия, жестокая и беспощадная) была Россия. Но российские власти под напором европейской дипломатии не решались открыто выступить на стороне восставших, однако разрешили предоставить отпуск тем военнослужащим, которые выразили желание отправиться на Дунай. Наряду с офицерами в Болгарию отправились известные писатели, художники, врачи: Успенский, Гаршин, Поленов, Верещагин, Склифосовский, Боткин. Либеральная пресса, однако, открыла кампанию дискредитации как добровольческого движения внутри России, так и самой освободительной борьбы славян. Какие только аргументы не пустили в ход: и убивать, дескать, негуманно, и всякая война – зло, и зверства, чинимые над порабощёнными славянами, слишком-де преувеличены, и вообще – какое нам дело до их нужд, да и кто знает – может, под турками им лучше, чем на свободе… В унисон с нашими либералами кампания русофобии поднялась во всей Европе. Английский премьер-министр заявил даже, что Сербия, объявив войну Турции, совершила бесчестный поступок, а потом и вовсе решил попугать европейского обывателя, будто из России едут на Балканы не добровольцы, а социально опасные элементы – уголовники и социалисты, – дабы наводнить Европу.
Россию запугивали и «свои», и европейские либералы: если, мол, посмеет она выступить против Турции на стороне славян, помогать ей никто не станет, а за Турцией стоит Англия, и не только она одна.
«Не предстоит ли в самом ближайшем будущем, что мы вдруг очутимся наедине со всей Европой? – спрашивал в своём «Дневнике» Достоевский. – Ключ ко всем современным интригам лежит не там и не здесь, и не в одной только Англии, но «во всемирном заговоре» против России, предрекающем ей «страшную будущность»».
Так что же, испугаться, отступиться? – вопрошал далее Ф.М. Достоевский, и здесь же отвечал: нет! «Неслыханные истязания, зверские мучительства чинят турки над братьями нашими – у них даже появились специалисты истребления грудных младенцев на глазах матерей». Он яростно спорит с либералами и даже с самим Толстым, вернее, с его героем Левиным, заявившим в «Анне Карениной», что «…непосредственного чувства к угнетению славян нет и не может быть», да и вообще «убивать нельзя». Нельзя! Кто же спорит, но… тогда «уж пусть турок лучше выколет глаза ребёнку и замучает его, а я уйду к Кити» – так, что ли? – спрашивает Достоевский в «Дневнике».
«Лакейства мысли у нас много, – размышляет тут же Фёдор Михайлович. – Но высшая причина нашей умственной кабалы – в нашей русской деликатности перед Европой: что, дескать, скажут там! Но даже и в Европе при всей поднявшейся там волне русофобии (Россия, дескать, главная угроза Европе и всему миру, всегда так было, стоило только начаться у нас какому-нибудь благородному общественному движению!) – даже и в Европе раздаются честные голоса». И Достоевский цитирует английского политического деятеля Гладстона: «Что бы ни говорили о некоторых других главах русской истории, освобождением многих миллионов порабощённых народов от жестокого и унизительного ига Россия окажет человечеству одну из самых блестящих услуг, какие только помнит история, – услугу, которая никогда не изгладится из благодарной памяти народов»…
Вашими бы устами, господин Гладстон… И болгары, и черногорцы, и словаки, и другие славянские народы, некогда освобождённые Россией, и особенно украинцы – плоть от плоти русского народа – сегодня сполна отблагодарили нас. Они в другом лагере, вместе с «цивилизованной» Европой, всем «прогрессивным миром», сегодня вновь ополчившимся на Россию только за то, что она помыслила жить согласно своим традициям и представлениям. Да ещё – о ужас! – помыслила бороться за своё право быть независимой.
И тогдашняя позиция Ф.М. Достоевского, его борьба за русский и славянский мир, и весь дальнейший ход истории, особенно памятные 90-е, наглядно показали, что Россия обречена быть великой державой, иначе и самой России не будет. И некому тогда остановить ни Наполеона, ни Гитлера, ни запрещённую в России ИГИЛ, ни победного шествия по миру «американских миллионщиков».
Отсюда и второй урок Ф.М. Достоевского, который не мешало бы вспомнить: «Миллион – вот истинный бог всемогущий нашей эпохи, вот истинная власть ничтожеств над Человеком».
У кого миллион, тот и император, и самодержец, ибо всё продаётся и всё покупается, размышляет Ф.М. Достоевский времён «Подростка». С истинным недоумением и растерянностью приводит он пример с Волгой. И сама великая русская река, и все её притоки с истоками чуть было не перешли навечно в частную собственность некоего Эпштейна, банкира, миллионщика. И главное, сделка эта уже была оформлена по всем ведомствам, и только случайно в Министерстве финансов какой-то упрямый Акакий Акакиевич (по преданию, немец, чиновник Михаил Христофорович Рейтерн) заметил вдруг какую-то неточность. И остановил сделку. «Поистине, – восклицает Фёдор Михайлович в своём «Дневнике», – банкиры – по меткому выражению кого-то из французов, – поддерживают государство, как верёвка поддерживает повешенного». Ему вторит друг и соратник по журналу «Время» Аполлон Григорьев. В вольном изложении его крик звучит примерно так: народился антихрист в виде материального прогресса, религии плоти и практичности… Испокон веку были два знамени: на одном написано: «Личность, стремление, свобода, искусства, бесконечность», на другом: «Человечина, материальное благосостояние, единообразие, централизация». Нет большей несвободы, чем свобода предпринимательства и накопительства, чем власть миллионщиков. Прощай искусства, литература, философия. Прощай стремление человека к познанию, к бессмертию, к Богу. Бог известен и определён – Деньги. Личности отменяются, народности уничтожаются во имя отвлечённого единородного, в форменном мундире человечества.
И они (Ф.Д. и А.Г.) не ошибались, именно единообразие – мечта истинных хозяев планеты: банкиров, владельцев транснациональных компаний и назначенных ими высших чиновников. Единообразие душ, духовных переживаний, помыслов и мечтаний, единого представления о ценностях. Главная ценность – «миллион». Он всё решит и всё оправдает. А взамен обобранному человечеству предлагается любое разнообразие «для брюха». Можете носить штаны любого покроя, любой длины и цвета волосы, сегодня даже можете вместо традиционной женитьбы просто соединяться, ведь мужское и женское отменяется: хоть друг с другом, хоть с родным братом или сестрой, и даже в этот содом можете приводить детей. Главное, чтобы вы мечтали о шикарной жизни: машине, вилле, бриллиантах. То есть всё о том же «брюхе». А значит, и приумножали богатство и власть всё тех же хозяев жизни. В противном случае – на свалку!
Буржуазия по своей социально-исторической сути, замечает Ф.М. Достоевский, объясняя идею своего «Подростка», «ротшильдовская» идея власти денег над миром – по своей нравственной природе не что иное, как идея власти ничтожества, посредственности. «Мне нравилось ужасно, – признаётся Подросток Ф.М. Достоевского, – представлять себе существо именно бесталанное и серединное, стоящее перед миром и говорящее ему с улыбкой: «Вы Галилеи и Коперники, Карлы Великие и Наполеоны, вы Пушкины и Шекспиры, а вот я – бездарность и незаконность, и всё-таки выше вас, потому что вы сами этому подчинились»».
Не раз в своём «Дневнике» Фёдор Михайлович возвращается к Пушкину: «Египетские ночи». Жизнь – за ночь любви! О чём это, ведь неслучайно же всплыла в гениальной голове поэта эта римская история? Рим погряз в богатстве, в физиологической чувственности – и погиб. Уж не о грядущей ли власти «золотого тельца» пророчествует Пушкин, когда всё можно купить, и уже всё куплено, всё испробовано? «…Жизнь задыхается без цели. В будущем нет ничего; надо попробовать всего у настоящего… Всё уходит в тело… и чтобы пополнить недостающие высшие духовные впечатления, раздражают свои нервы, своё тело всем, что только способно возбудить чувствительность. Самые чудовищные уклонения, самые ненормальные явления становятся мало-помалу обыкновенными. Даже чувство самосохранения исчезает…» Ох, как это похоже на наше больное время, когда, по словам Достоевского, впереди – «варварство буржуа, рвущегося к своему золотому корыту»! Сегодня уже, можно сказать «дорвавшемуся».
Ни Октябрьская революция 1917 года, вывернувшая мир наизнанку, ни две жесточайшие мировые войны, ни смертельное ядерное противостояние второй половины ХХ века, ни нашествие необольшевиков, назвавших себя Исламским государством, так и не побудили нас усвоить урок величайшего пророка, который можно сформулировать примерно так. Мир, лишённый высших духовных целей и устремлений человека, построенный исключительно на власти «золотого тельца», когда «неминуемо сильные поедают слабых, а богатые бедных», также неминуемо должен погибнуть. А в наших условиях технологического безумства – погибнуть навсегда.
И ещё об одном уроке великого учителя не мешало бы вспомнить в наше жесточайшее время. Истина – это деятельное сострадание. А оно невозможно без нравственного закона в душе, без ощущения себя частью «бесконечного неба над головой».
«Сон смешного человека» назвал свой пророческий рассказ Фёдор Михайлович. Действительно, это смешно – считать себя проповедником истины, которая равноценна всего лишь простой помощи несчастному ребёнку. «Да, я видел истину, и я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей: главное – люби других как себя и тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем это только старая истина… да ведь не ужилась же! «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья – выше счастья» – вот с чем бороться надо! И буду…» – уверяет нас Фёдор Михайлович. Неслучайно последняя мысль его рассказа – не рассуждение, пусть самое верное, а поступок:
«А ту маленькую девочку я отыскал…»
«Все тела, небесная твердь, звёзды, земля и её царства не стоят самого ничтожного из умов; ибо он знает всё это и самого себя, а тела не знают ничего. Но все тела, вместе взятые, и все умы, взятые вместе, и всё, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия – это явление несравненно более высокого порядка…» Именно эту мысль французского мудреца Паскаля более всего ценил и лелеял в конце своей жизни, а оборвалась она ровно 135 лет назад 28 января 1881 года, великий русский мудрец Ф.М. Достоевский.
_____________________
* В статье использованы мысли и рассуждения моего учителя Юрия Селезнёва.