Этой трагедии – век. Она описана в исторических исследованиях, воспоминаниях, содержится в не слишком точных статистических данных, отражена в искусстве – кино и литературе. Лирический герой поэта-эмигранта Николая Туроверова стреляет с кормы в коня, бросившегося в море за своим хозяином. Поручик Брусенцов (Высоцкий) из советского фильма «Служили два товарища» при тех же обстоятельствах кончает с собой. И если вокруг исторических трактовок, мемуаров и статистики до сих пор ведётся полемика, то художественные образы в этом смысле исчерпывающи и бесспорны. Именно в образах трагедия утраты Родины предстаёт во всём своём ужасающем масштабе. И трагедия эта понятна и прочувствована нами сегодняшними, что называется, на собственной шкуре. В 1920-м тысячи наших соотечественников расставались с Родиной, отправляясь в эмиграцию. В 1991-м миллионы наших соотечественников теряли Родину, никуда не уезжая. В разные эпохи разные поколения, находясь на разных мировоззренческих позициях, испытали, по сути, одно и то же, получили сходную историческую травму. И наверное, общность пережитого могла бы стать основанием к примирению белых и красных, но, увы, 100-летие «русского исхода», «крымской эвакуации» показалось кому-то хорошим поводом для политического самовыражения. Тут вам и неуместные телевизионные истерики, и сетевые призывы «не забудем, не простим». Правда, есть и хорошая новость: общество, большинство, народ, в отличие от «лидеров общественного мнения», даже и не думают продолжать холодную гражданскую войну.
В следующих номерах «ЛГ» – интервью с директором Дома русского зарубежья Виктором Москвиным, приуроченное к открытию экспозиции «Русский исход. Трагедия и величие. 1920–1922 гг.»