Подлинные документы, в том числе письма и фотографии Верди, его живописные портреты и автографы, свидетельства политических взглядов музыканта, графические карикатуры на героев его опер (в разделе «Верди в периодической печати. Сатира»), акварельные эскизы декораций, рисунки костюмов и грима XIX в. к театральным постановкам, афиши спектаклей, – эти предметы экспозиции, что называется, из первых рук. Другая, но всё же неотъемлемая часть выставки демонстрирует «косвенные» свидетельства музыкального наследия Верди, например, афиши фильмов-опер, снятых в середине ХХ века (масштабное кинополотно «Аида» с Софи Лорен в заглавной роли получило «Оскара»), переизданные партитуры опер, грампластинки. Экспозицию дополняют также документальные фильмы: один из лучших интерпретаторов опер Верди маэстро Риккардо Мути рассказывает о величии его музыки и роли композитора в утверждении духовных ценностей в период формирования нации; Артуро Тосканини дирижирует историческим концертом 1944 года; лента «Джузеппе Верди в жизни и его слава» режиссёра Джузеппе Де Лигуоро предоставлена из фондов Государственной фильмотеки в Риме; отрывки из кинофильмов; недавняя находка Миланской фильмотеки – документальные кадры похорон Джузеппе Верди, который прожил долгие 87 лет, и это одна из самых первых съёмок в истории кино…
На многих портретах и карикатурах Верди изображён строго в профиль: на таком ракурсе настаивал сам маэстро, зная, как он выглядит наиболее выигрышно. В его времена оперное искусство было так же популярно, как сейчас кинематограф. Публика требовала музыки и зрелищ, весь Рим был расклеен афишами опер Верди. Некоторые из них сохранились в единственном экземпляре, который можно увидеть на выставке. Верди был невероятно популярен ещё при жизни, и по сей день на родине великого композитора просто боготворят: он – символ единства народа и государства, символ культуры и красоты.
«Многие экспонаты здесь уникальны, это документы той эпохи: письма, плакаты, аннотации, – сказал на открытии московской выставки министр-советник посольства Италии в России Стефано Раваньян. – Фигура Верди в контексте сотрудничества наших стран весьма символична. В 1861 году по приглашению Александра Второго композитор провёл два года в России. Уверен, что даже два столетия спустя в России музыка Верди так же ценится, как и в Италии».
Один из шести разделов выставки называется «Услышать Верди» – это «исторический» звуковой маршрут, знакомящий посетителей с этапами развития техники звукозаписи и воспроизведения. Вместе с подбором редких записей голосов выдающихся оперных певцов XIX–XX вв. здесь представлены аппараты, считывающие звук с воскового цилиндра, и самые первые граммофоны, фонографы. Записи, сделанные когда-то на этих аппаратах, и сейчас позволяют их услышать, и посетители совершают настоящий виртуальный скачок в историю звучания музыки Верди. Пока вы бродите по залам музея, всматриваясь в рукописные документы и оценивая художественный блок, для вас несмолкаемо звучит прекрасная музыка итальянского гения.
Выставка работает до 31 августа.