Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2025 г.
  4. № 40 (7004) (08.10.2025)
Литература Интервью

Услышать море в строчках

О скрытых возможностях поэзии

09 октября 2025

Беседу вела Валерия Богданова

Что важнее в песне – музыка или слова? Этот вопрос поэт и автор-исполнитель Оксана Матина (на фото) решила для себя однозначно: по её мнению, текст важнее, поскольку именно в нём заключаются смысл, идейное содержание произведения. Беседуем с ней о литературе, музыке и творческих союзах.

– Оксана, вас называют классическим автором. Сами же вы упоминали, что воспитаны на творчестве Пушкина и Есенина. Как, по-вашему, классическая традиция может и должна звучать в контексте современной литературы, чтобы быть актуальной для нового поколения читателей?

– Поэзия была и остаётся самым проникновенным способом донести до читателя основную мысль. Сама цель написания стихотворения – показать читателю красоту этого мира, излечить душевную травму, дать надежду! Поэтому очень важно, чтобы при написании своих творений авторы не нагромождали бессмысленные, пустые и сложночитаемые обороты речи. Поэт должен знать, что именно он хочет сказать, и не сбиваться с курса! Сегодня редко можно встретить осмысленные произведения современных авторов, в которых бы сочетались профессионализм построения структуры стихотворения, красота звучания и идейное наполнение. Вот задача, которую я ставлю перед собой! Донести до читателя свою мысль через красиво выстроенные, легко читаемые и понятные каждому стихи.

– Вы являетесь членом нескольких крупных писательских союзов. Как вы оцениваете роль таких профессиональных сообществ в эпоху цифровизации, когда автор может продвигать себя самостоятельно, минуя традиционные институты?

– Творческие объединения не только расширяют горизонты для распространения произведений их членов, но и позволяют получить очень важную для любого автора оценку специалистов, критиков, литературоведов! Я очень плотно сотрудничаю со всеми тремя союзами писателей, в которых состою, и общаюсь с потрясающими талантливыми и уверенными людьми, мотивирующими на новые и новые проекты!

– Вы работаете на стыке поэзии и музыки. На пике сейчас и ваша карьера певицы. Считаете ли вы, что современная поэзия становится всё более перформативной, то есть требующей озвучивания, музыкального сопровождения, визуального ряда для полного раскрытия, или за чистым словом по-прежнему остаётся главенствующая роль?

– Я могу вам рассказать один случай, который произошёл у меня во время обсуждения репертуара с коллегами-музыкантами. Мы выбирали, какую же песню нам следует записать следующей.

Очередь дошла до песни «Душа-щенок». Это лирическое произведение для мужского вокала сразу дало повод для обсуждения, и от ребят стали звучать фразы: «какая-то она морская», «прям морем повеяло».

Меня затрясло в прямом смысле! Как? Откуда? В песне ни слова, ни одного намёка на море нет! А вот написана она была мной как раз на берегу моря в Дюрсо прошлым летом! И чувства, эмоции, воспоминания у меня, конечно, с этой песней связаны морские! Но каким образом это услышали и почувствовали другие люди?

Первым делом мне захотелось понять, что вызвало такие ассоциации: музыка или текст? Я разослала текст пятнадцати друзьям, и несколько человек отреагировали так же!

Этот факт вызвал у меня шок, если не сказать больше! Прежде люди часто говорили, что ощущают мои эмоции при чтении стихов, но это было обосновано наличием в тексте соответствующего смысла. А тут!.. Нонсенс!

Конечно, меня это захватило, и я стала изучать возможности поэзии глубже.

И сегодня, обладая огромным багажом знаний в этом вопросе, могу уверенно сказать, что именно текст является главной составляющей любой песни. Музыка же, аранжировка украшают, дополняют, помогают ещё легче и быстрее донести содержание. А действительно талантливо написанная музыка ещё и дополнит произведение собственными образами и поможет песне запомниться.

– Один из ваших масштабных проектов – создание рок-оперы. Почему вы выбрали именно эту сложную, синтетическую форму высказывания?

– Мной написано несколько рок-симфоний, которые легко объединить одной сюжетной линией, и это станет красивым гармоничным произведением. А так как я сейчас много общаюсь с деятелями театров и оперными исполнителями, то идея ожила для меня ощущением возможной перспективы. Я предприму сейчас все шаги для реализации этого проекта, начав с постановки небольшого фрагмента в исполнении 4–5 актёров. Это станет началом проекта и хорошей презентацией.

– Как журналист вы знакомы с медийной кухней изнутри. Как этот опыт влияет на ваше восприятие литературной критики и ваше собственное отношение к медийному представлению современного литературного процесса?

– Вижу очень много переоценённого материала, который распространяется и масштабируется. Больно понимать, что многие поэты берутся за дело, не понимая элементарных правил и базиса.

Очень хочется, чтобы действительно талантливым авторам оказывалась поддержка в популяризации, а начинающим амбициозным – в обучении.

Поэзия имеет безграничные возможности для выражения чувств и эмоций, восприятия действительности!

Друзья мои, с этой информацией нелегко ужиться, но научно обоснованным считается, что поэзия по степени своей непредсказуемой сложности проявляет признаки живого. Именно поэтому в одном и том же лирическом произведении каждый из нас видит свой смысл. А иногда и один и тот же человек, перечитывая стихотворение в разные временные промежутки, рисует разные образы и воспринимает текст не так, как при прошлом прочтении.

Разве можно недооценивать значение поэзии? Можно ли необдуманно писать и читать всё подряд? Нет, конечно! Это даже в какой-то мере опасно!

Поэтому, приступая к работе над очередным своим стихотворным шедевром, автору необходимо подумать вначале, какой смысл он хочет вложить, что чувствует. Принесёт ли это произведение радость или счастье читателю? Правильные ли нравственные ценности заложены?

Мы, поэты, с одной стороны, обладаем великим даром, который даёт нам способ самовыражения, а с другой стороны, всегда должны помнить об ответственности за судьбы своих читателей. А потому обязаны стремиться своим творчеством менять мир к лучшему!


Обсудить в группе Telegram

Валерия Богданова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Счастья колесо

    09.10.2025
  • В круговерти бытия

    09.10.2025
  • Голос племени младого…

    08.10.2025
  • Место силы и любви

    08.10.2025
  • Гения убить недостаточно

    08.10.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS