И.Б. Лобанов. Говорим правильно по-русски: речевой этикет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 192 с. – 3000 экз.
В данной ситуации учителю будет полезна эта книга. Издание имеет практическую направленность, учит думать и рассуждать о том, что является плохим и ненужным и как сохранять красивое, правильное, целесообразное, уместное в родном языке. В нём рассматриваются особенности современной устной и письменной речи. Освещается своеобразие русского произношения, анализируется влияние языка интернета на детей, разбираются некоторые сложные грамматические формы слов, варианты словоупотребления, описываются явление языковой политкорректности, научная и псевдонаучная этимология.
Пригодятся словеснику советы для публичного выступления, а также высказывания русских писателей о культуре речи и словарь трудностей русского языка. Трудно, правда, согласиться с утверждением автора, что обсценная лексика «полноценно и мощно «работает» на создание образа рассказчика». Тем не менее в книге можно найти много любопытных фактов, идей для интересного урока. Это и занимательные экскурсы в историю русского языка (например, о том, как у нас в стране чуть было не появился латинский алфавит), и многочисленные примеры, и забавные анекдоты о языке и речи.
Хочется верить, что знакомство с такими книгами поможет исключить подобные сцены из школьной жизни:
Приехал в сельскую школу инспектор из района и спрашивает директора:
– Почему у вас дети говорят: «пришедши, ушедши»?
– А кто их знает, может, они так привыкши!