Открытое письмо Елене Владимировне Чивилихиной
7 марта выдающемуся русскому писателю, очеркисту, публицисту, исследователю литературы Владимиру Алексеевичу Чивилихину исполнилось бы 80 лет. Его удивительно многожанровое и многопроблемное творчество – знаменательное явление в отечественной литературе и публицистике, отличающееся необычайно высокой гражданской устремлённостью, художественной яркостью, страстным патриотическим пафосом. Произведения В.А. Чивилихина издавались на девятнадцати языках мира. Писатель был удостоен премии Ленинского комсомола за цикл повестей о Сибири, адресованных прежде всего молодёжи: «Серебряные рельсы», «Про Клаву Иванову», «›лки-моталки»; Государственной премией РСФСР имени А.М. Горького отмечена его книга художественной публицистики «По городам и весям», посвящённая актуальным и ныне проблемам бережного отношения к родной природе. Вершинному произведению в творчестве писателя – роману-эссе «Память» – присуждена Государственная премия СССР (1982 г.).
«Слово» – замечательное свидетельство высокой культуры средневековой Руси, духовного развития наших предков, национальная гордость русских, украинцев и белорусов, бесценное сокровище всех славян, великое гуманистическое достижение, принадлежащее многоликому человечеству. |
Дорогая Елена Владимировна!
Я всецело разделяю Вашу трепетную душевную тревогу за судьбу творческого наследия Владимира Алексеевича, за то, с каким тяжким трудом мы отряхиваемся нынче от «реформенного» переустроительства 90-х годов и выходим наконец на путь национального и государственного возрождения. Вот почему светлая, добрая память о выдающемся русском писателе-патриоте, подвижнике В.А. Чивилихине не только не угасла, но обретает новое содержание, новый, одухотворяющий смысл.
«Пока мы помним, мы живём» – так называется последнее интервью, которое дал журналу «Наш современник» В.А. Чивилихин за несколько дней до своей кончины, особо подчеркнув: «Памятники письменности, культуры и архитектуры – это ведь не просто объекты любования или научных исследований, в них хранится наш генетический код, они продолжают участвовать в нашей жизни и влиять на неё». Конечно же, вовсе не случайно своё самое крупное, философски-эпическое, художественно-публицистическое полотно, ставшее поистине знаменитым, нисколько не утратившим своей жгучей востребованности сегодня, автор назвал «Память»...
Книга писалась будто специально для нас, адресуясь из ставших уже историей 1980-х годов в наше непредсказуемое будущее, тонко и ненавязчиво завещая, как надо думать и поступать, какие духовные ценности исповедовать, что полезного извлекать из прошлого.
Главный урок «Памяти» – свято беречь, передавая потомкам, свои национальные духовные святыни, укреплять веру в будущее России, решительно отвергая скепсис, уныние, которые Богу противны.
История – огромный нравственный, духовный и политический капитал нынешнего и грядущих поколений, у которых также обнаружатся свои причины обратиться к ней как животворящей силе. История хранит опыт предков и предостерегает от ошибок, преподаёт мудрые уроки и подаёт высокие примеры, образовывает и воспитывает, наставляет и руководит, не поучая и не приказывая; она оттачивает разум и облагораживает чувства, пробуждая гражданскую активность и помогая нам сегодня бороться со всем чужеродным в нашем обществе, тягостно-огорчительным в жизни, недостойным истории... |
Безмерно трагичен результат раздробления Древней Руси: значительная часть её земель оказалась захваченной соседними государствами. Закарпатская Русь вошла в состав Венгрии, территории современных Украины и Белоруссии – в состав Великого княжества Литовского и Польши.
А в целом трагико-исторический сюжет Средневековья повторяется теперь, неся неисчислимые беды и страдания.
Очевидно новаторство Чивилихина-эссеиста, исследователя историко-литературных вопросов, убедительного полемиста, умеющего доказать свою правоту без крикливого громогласья и натужной назидательности. Одна из излюбленных тем писателя – «Слово о полку Игореве» и комплекс многолетних споров, связанных с его толкованием, воплотившаяся в книге «Князь Игорь – автор «Слова о полку Игореве» (фрагмент романа-эссе «Память»), приуроченной к 200-летнему юбилею первого издания «Слова» в декабре 1800 г.
Отдав несколько десятилетий изучению различных аспектов, связанных с жемчужиной древнерусской литературы, писатель пришёл к выводу: автором «Слова» мог быть сам князь новгород-северский Игорь Святославич, и привёл убедительные доводы в пользу своего предположения.
Однако смысл научно-творческих поисков В. Чивилихина много шире и ёмче, чем установление авторства «Слова». Писатель разрабатывает громко прозвучавшую ещё у Пушкина тему – народ и власть, приводит нас к важнейшему философскому и всегда актуальному выводу о необходимости органической связи власти и общества для благополучного существования государства.
Имя В.А. Чивилихина тесно связано с древней Тверской землёй. Он внимательно изучал её историю, активно переписывался с тверскими писателями, критиками, краеведами, планировал приехать сюда надолго и основательно поработать. Особенно его волновала и восхищала героическая битва жителей Торжка с татаро-монгольскими завоевателями, ярко и зрелищно воссозданная на страницах романа «Память». А дело было так.
В 1984 году в областной газете «Калининская правда» публиковался цикл очерков о городах и районах нашей области. Захватив с собой подборку газет, я привёз её писателю. Вы бы видели, каким восторженным блеском засияли его глаза, как он жадно принялся сразу же читать, делать пометки, выписки. Засыпал меня вопросами об авторах очерков. Владимира Алексеевича живо интересовали многие исторические источники, в том числе «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», в котором даётся первое письменное упоминание о Твери, знаменитый Тверской свод 1305 года, объединивший киевские и владимиро-суздальские летописи.
Его привлекали такие личности, как первый тверской князь Ярослав Ярославич – внук Всеволода Большое Гнездо, конечно же, наш национальный герой, князь-объединитель русских земель Михаил Ярославич, причисленный православной церковью к лику святых, старший сын его Дмитрий Михайлович Грозные Очи, второй сын Михаила Ярославича – Александр Михайлович...
Особенно интересовало В. Чивилихина тверское восстание 1327 года, которое, несмотря на свою неудачу, оставило глубокий след в памяти народа, явив пример мужества, доблести, непокорности русичей, воодушевляя на сопротивление другие княжества. Это восстание, по мнению В. Чивилихина, послужило прологом к будущей победной Куликовской битве.
Он живо интересовался созидательной деятельностью трёх тверских князей – Михаила Александровича, Ивана Михайловича и Бориса Александровича. Эти князья, по справедливому утверждению нашего писателя-земляка В.З. Исакова, «олицетворяют собой своеобразный золотой век Твери», то есть оставили по себе добрую память как в деле военной защиты родного края, так и духовно-культурными деяниями.
Другой наш прозаик-земляк В.К. Камянский, недавно ушедший в мир иной, также использовал в своей исторической хронике «Цветок Руси» выразительные эмоционально-экспрессивные определения в адрес средневековой Твери: «град избранный», «самый яркий цветок Руси», «Твердь»... К слову, Василий Кириллович не раз увлечённо рассказывал о связывавшей его с В. Чивилихиным тесной дружбе и единомыслии, показывал мне письма, полученные от автора «Памяти».
Дорогая Елена Владимировна! Вы неизменно были верным другом и помощником Владимира Алексеевича, такой же труженицей и пропагандистом чивилихинских идей остаётесь и теперь. Часы идут, дни бегут, а годы стремительно летят: в будущем, 2009 году исполнится 25 лет, как Владимир Алексеевич ушёл от нас...
Благодаря вашему напряжённому труду уже увидели свет и, несомненно, увидят ещё многие неопубликованные рукописи, возрождённые к жизни из его не очень-то разборчивых черновых записей. А мы – ваши единомышленники – обязуемся сделать всё, чтобы память о выдающемся писателе земли Русской осталась нетленной.
Иной раз слышу: а к чему, собственно, копаться в истории? Кто теперь разберёт, что и как там было... Да и текущая современность, мол, так нас лихо закрутила, столько преподнесла всевозможных сюрпризов, что теперь не до истории – хлеба бы да дивных зрелищ побольше...
Напомню мудрые слова Белинского: не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее.
Эпиграфом к творчеству Владимира Чивилихина можно поставить строки из последнего письма В.М. Шукшина – Вы, Елена Владимировна, конечно же, их знаете: «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
, член комиссии по литературному наследию В.А. Чивилихина, ТВЕРЬ