Александр Семёнов. Аксиология прозы Еремея Айпина: монография. Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. окр. – Югры, Обско-угорский ин-т прикладных исслед. и разраб., Гос. б-ка Югры. – Ханты-Мансийск – Екатеринбург: ИП Симакова Г.В., 2023. – 312 с.
У каждого художника своя система ценностей. Так повелось. И никому это не дано изменить. Учёные для её обозначения ввели термин «аксиология». Система ценностей, на мой взгляд, во многом зависит от индивидуальности художника. А его индивидуальность, в свою очередь, складывается также из многих факторов. Самым значительным и важным в этом списке является, безусловно, место рождения художника. Именно место рождения определяет его родовые корни, а они, что уже понятно без лишних уточнений, формируют тот эстетико-художественный фундамент, на котором и зиждутся его творческие поиски.
С этих позиций и подошёл к рассмотрению творчества писателя Еремея Айпина литературовед А.Н. Семёнов в своей монографии «Аксиология прозы Еремея Айпина». Это пятая по счёту книга о творчестве этого крупного писателя финно-угорского мира, неотъемлемой частью которой является словесность народа ханты.
На родине в Югре и за её пределами Айпин имеет репутацию классика. Его имя называется в одном ряду с Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым, Евгением Носовым, Чингизом Айтматовым, Александром Вампиловым и другими. В Югре ежегодно проходят Айпинские чтения, международная научно-практическая конференция.
В популяризации произведений писателя значительную, я бы сказал, судьбоносную роль сыграл известный литературовед, северовед Вячеслав Огрызко. По большому счёту он и открыл этого оригинального, мощного писателя для всероссийского читателя, в 2006 году издав о нём яркую книгу с говорящим названием «В сжимающемся пространстве: Портрет на фоне безумной эпохи». В аннотации книги отмечалось, что «роман Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари», стал книгой эпохального звучания, открывшей всему миру характер и душу остяков» (то есть народа ханты), что очень важно в эпоху Глобализации, несущей с собой угрозу самобытной культуре малых народов.
В своей монографии А.Н. Семёнов рассмотрел основные вехи творческого пути писателя, проследил его духовно-эстетическую эволюцию от произведения к произведению, установил некие закономерности его духовной эволюции и кардинального изменения эстетико-мировоззренческой модели мира.
При изучении национальной литературы необходим учет культурно-эстетических основ художественных систем. Объективная интерпретация этноэстетической специфики позволяет адекватно оценить творчество отдельных художников. Сказанное в полной мере относится к творчеству хантыйского прозаика Е. Айпина.
А.Н. Семёнов прямо указывает: «В понимании писателя Еремея Даниловича Айпина одним из определяющих сущность художественного творчества является право «таким», т.е. по-своему, своим зрением, видеть мир, понимать его содержание. С этим вполне органично сочетается уверенность в том, что творчество – это процесс непредсказуемый и неостановимый: творцы, встречающиеся на страницах его произведений, обычно не знают конечной цели созидаемого ими мира и не оставляют работы над его созиданием ни при каких обстоятельствах».
В монографии А.Н. Семёнов чётко обрисовывает круг аксиологических тем, без которых немыслимо творчество Еремея Айпина. В этот аксиологический круг входят: родная земля и Первоземля как её исток; язык, время, мечта, творчество, совесть, семья и даже игрушка и игра…
Далее в аксиологический круг включаются такие немаловажные конфессиональные ориентиры, как язычество и сонм тех богов, которым поклоняются и к которым обращаются со своими духовными вопросами и проблемами герои писателя на страницах его произведений. Как мы понимаем из анализа А.Н. Семёнова, при рассмотрении прозы Еремея Айпина очень важно обращать внимание на национальный колорит, которым пронизано всё творчество писателя. А.Н. Семёнов совершенно правомерно приходит к следующему заключению: «Каждый художественный текст – это логически выстроенная по авторским законам картина мира, вторая реальность. В этой картине мира может быть выражено как положительное, так и отрицательное отношение к той, другой, картине мира, которая находится за пределами художественного текста, – к реальной действительности. Для конкретного выражения такого отношения в художественном тексте выстраивается в той или иной степени выраженная, прочитываемая иерархия ценностей, принципиально важных для автора, герои которого, разумеется, могут иметь своё представление и о ценностях, и об их приоритетном выстраивании. То же можно сказать и о корпусе текстов, которые в своей совокупности представляют собой последовательно выстроенную иерархию ценностей. Проза Еремея Айпина являет собой именно такую аксиологическую структуру».
В своём творчестве Еремей Айпин поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости, волнующие не только его народ, но и всех жителей нашей страны. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре. Не случайно особое место в его творчестве занимает повесть «В тени старого кедра». Она вышла в 1981 году на русском и хантыйском языках. Главный герой – старик, который умеет слушать костёр, разговаривать с деревьями; он не убивает животных, а вступает с ними в честный и равный поединок. Не с ружьём, а с копьём идёт он на медведя.
На страницах книг Еремея Айпина открывается многообразие и сложность, неоднозначность характеров персонажей. И художник Матвей из романа «В поисках Первоземли», Демьян и Пётр из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари», и Матерь Детей из романа «Божья Матерь в кровавых снегах» – видят своё неповторимое, ни на чьё не похожее небо…
«Значимость неба, – подчёркивает А.Н. Семёнов, – настолько велика, что в её передаче, основываясь на народных верованиях, писатель и его герои неизменно исходят из того, что «Солнце приносит белый день, чтобы люди могли увидеть друг друга и полюбоваться деревьями, травами, водами, землёй и небом». Само солнце открывает живущему на земле возможность любоваться тем, что находится рядом с ним в земном пространстве, и тем, что определяется как небо».
Вся аксиологическая структура прозы Еремея Айпина, которую рассматривает в своей монографии А.Н. Семёнов, направлена, на мой взгляд, прежде всего на то, чтобы читатели могли сами увидеть небо, услышать вокруг себя мир и самих себя в этом мире, чтобы найти свой, индивидуальный, ни на кого не похожий жизненный путь.
ФАКТ
На родине, в Югре, и за её пределами Айпин имеет репутацию классика. Его имя называется в одном ряду с Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым, Евгением Носовым, Чингизом Айтматовым, Александром Вампиловым и другими. В Югре ежегодно проходят Айпинские чтения, международная научно-практическая конференция.