Полина Янова
Знаменитый советский писатель и кинорежиссёр В.М. Шукшин утверждал, что «нельзя сделать фильм во всех отношениях равный произведению литературы, которое остаётся жить во времени, в душах людей». Равным действительно нельзя, но фильм должен быть достойным книги, не упрощать её суть, а лишь переводить её на другой художественный язык.
20 ноября в российском кинопрокате состоялась премьера фильма «Авиатор» по одноимённому роману Евгения Водолазкина. К сожалению, оказалось, что художественный язык массового кинематографа сейчас очень далёк от вечных литературных идеалов…
Пошлость, мелодраматизм, деньги – какая-то универсальная формула всего, что выходит сейчас на большие экраны. Видимо, в современности язык кино – язык упрощения смыслов и опошления сути. Эта проблема не обошла и «Авиатора». Фильм о «покаянии» (как говорил в интервью сам Е. Водолазкин) получился попыткой сделать мелодраму из научной фантастики. Наверное, главная проблема этого фильма – постоянное ощущение незавершённости: ни одна мысль не оформлена до конца.
Смысловая часть фильма держится на нескольких высказываниях, которые можно процитировать парой строк: «Бог сохраняет всё через нас», «Всегда найдётся тот, чей обзор достаточно широк. Например, авиатор», «Авиаторы должны быть культурными людьми». Но дальше цитат эти мысли не развиваются.
Безусловно, к операторской работе Константина Панасюка нет претензий: множество деталей, красивых ракурсов, природы, чувствуется специально подобранная цветовая гамма под прошлое и настоящее. Но одних визуальных образов недостаточно для передачи вечных идей.
К сожалению, из очень оригинального романа, написанного в традициях русской культуры, получился обыденный фильм «а-ля мелодрама на телеканале «Россия 1». Несмотря на красивую картинку и отличный актёрский состав, фильму совершенно не хватило глубины. Авторам современных блокбастеров давно пора понять: перевод смыслов с литературного языка на кинематографический – это не подыгрывание вкусам массовой аудитории, а стремление визуализировать тонкие мотивы произведения.