В Российской государственной библиотеке впервые прошел концерт-перформанс Олега Аккуратова «Джаз и поэзия». Этим поистине уникальным авторским проектом прославленного музыканта завершилась образовательная программа XXIV международного фестиваля «Триумф джаза» народного артиста России Игоря Бутмана. В исполнении Олега Аккуратова прозвучали произведения Александра Блока, Алексея Апухтина, Константина Бальмонта, Роберта Рождественского, Марины Цветаевой, Афанасия Фета, а также современных авторов Константина Арсенева и Юрия Аккуратова, которые сопровождались виртуозной джазовой импровизацией.
«ЛГ» после концерта пообщалась с музыкантом.
- Хотелось бы поблагодарить вас за внимание к поэзии, художественному слову и за прекрасный концерт: он никого не оставил равнодушным, а зал был полон. Как родилась идея проекта «Джаз и поэзия»?
- Хотел бы поблагодарить Ксению Мишинкину, Екатерину Тарарак как автора идеи и выразить искреннюю признательность всем организаторам – прежде всего Игорю Бутману, а также руководству Российской государственной библиотеки за предоставление этой замечательной площадки. Всем хочу сказать: «Любите поэзию, цените поэзию, цените искусство, цените джаз». Не скрою, для меня большая радость, что так много зрителей пришли на этот концерт. Между джазом и поэзией существует прекрасная и, я бы сказал, трепетная взаимосвязь. И я давно ждал, что состоится такой вот музыкально-поэтический вечер, где можно будет прочитать шедевры Серебряного века. Прочитать нашу русскую поэзию, великолепную, в которой столько всего заложено, столько всего слилось, с которой у всех нас столько всего связано. Так что, можно сказать, что исполнилась моя давняя мечта. А то, что люди приходят на такие концерты, любят поэзию, любят джаз, читают книги и стихи – это здорово.
- Почему не музыка в широком смысле, а именно джаз? Что есть такого в джазе как в музыкальном направлении, что делает его созвучным поэзии?
- Джаз прекрасно сочетается с поэзией и – в особенности – с русским языком. Я бы сказал, что сегодня наш родной язык стал, если можно так выразиться, «джазовым» . И я счастлив встрече с людьми, которые понимают и принимают поэзию, слушают и слышат ее сердцем. Я старался – надеюсь, у меня получилось – донести до зала каждое слово из тех стихотворений, которые мне очень нравятся и которые подобрал для сегодняшней программы. Впрочем, сегодня – джаз. Но, уверен, что подобные вечера буду проводить еще не раз… Так что будет возможность охватить и другие музыкальные направления, и поэзию разных эпох. Ведь творчество – безгранично, оно вне времени. Часто нахожу удивительные произведения современных поэтов, интересные букво- и словосочетания, которые служат источником вдохновения для моих импровизаций, в которых я слышу новые ритмы, народные или танцевальные мотивы.
- Когда для вас началась поэзия? Может быть, вспомните сейчас поэтов, чье творчество произвело наиболее яркое впечатление?
- Поэзией я увлекся еще в школьные годы – она мне была даже ближе, чем проза, которую, кстати, тоже очень любил. Так что я с удовольствием читал и учил наизусть стихотворения любимых поэтов: Тютчева, Есенина .Блока, Цветаевой, Мея, Майкова, Ахматовой, Северянина. С интересом и удовольствием читал как произведения из школьной программы, так и те, что в школе не проходили. Пожалуй, особенно близки мне поэты Серебряного века.
- Что, по Вашему мнению, является самым важным в изучении поэзии с образовательной точки зрения?
- В изучении поэзии важны , на мой взгляд, прежде всего точность интонаций, артикуляция, дикция, правильное произношение слов. Пусть поэзия и дальше остается важнейшим направлением литературного творчества, а у людей пусть будет как можно больше возможностей просвещаться, соприкасаться с поэтическим миром и погружаться в него.
- Концерт был очень светлым, радостным, жизнеутверждающим. Даже знаменитое стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…», позднее положенное на музыку и известное в том числе как романс, которое, Вы исполнили в переводе на английский язык, прозвучало в мажоре и без какого бы то ни было намека на грусть …
Беседу вела Ольга Решетова