В конце прошлой недели в Москве прошёл IV съезд Общества русской словесности. Открывая его, ректор МГУ Виктор Садовничий остановился в том числе и на проблеме нехватки учителей русского языка и литературы. Сегодня таких специалистов готовят в 38 педагогических и в 200 (двухстах) классических университетах. Так почему же они в дефиците? Отчасти ответ на этот вопрос даёт преподаватель из российской глубинки, жизнь в которой очень сильно отличается от столичной.
Помните слова из старой песни Валерия Леонтьева «Все бегут, бегут, бегут…»? Примерно это сегодня происходит в нашем образовании: педагоги пенсионного и предпенсионного возраста уходят, а выпускники вузов в школу не идут. Мы смыкаем поредевшие ряды и ведём полторы-две ставки, а кто-то и больше…
Передо мной лежит листок с информацией о моей зарплате. В нём расписано, сколько и за что я получаю. Приведу только одну цифру, которая объяснит, почему молодёжь не идёт в школу: учитель высшей квалификационной категории, оклад – 15 200 рублей… Вопросы ещё будут?
Конечно, есть доплаты, веду я больше 30 часов в неделю, есть классное руководство. Но это у меня, я работаю 22-й год. А молодой специалист? Сколько он будет получать?.. Сколько труда надо ему приложить, чтобы получить пресловутую категорию? Да и ради чего такие муки? «Идите в бизнес, если хотите заработать», – сказал когда-то один высокопоставленный чиновник, и его слова стали руководством к действию. Спасибо тебе, добрый человек, что предупредил малых и неразумных: не пойдёт молодёжь теперь по нелёгкой дороге учительства, выберет правильную тропу. Станут все менеджерами, блогерами, консультантами…
В новом положении об аттестации педагогов убрали или ограничили те критерии, за которые мы набирали баллы. Коллеги жалуются, что получить высшую категорию уже нереально. В очередной раз решили сэкономить на нас, стоящих у доски, чтобы повысить зарплаты себе, любимым? А давайте чиновникам введём такую же систему: оклад 15 200 рублей, а дальше доплаты, чтобы каждую копейку добывали потом и кровью…
В советские годы была более справедливая система. Отработал в школе пять лет – тебе прибавили зарплату, отработал ещё пять – снова прибавили. А что сегодня получается? У человека, к примеру, стаж 30 лет, и у него высшая категория, но тут выходит новое положение об аттестации, и раз – учитель остался без категории, стал получать меньше. Это вы считаете справедливым? Это чудовищное надувательство!..
Когда объявили 2023 год Годом педагога и наставника, в холодный пот ударило всё учительское сообщество. Предчувствовали, что, может быть, чиновники и хотели, как лучше, а получится у них, как всегда. Как заклинание, повторяли обещание повысить зарплаты и уменьшить количество отчётности, но то ли шаман был пьяным, то ли выжившим из ума, то ли просто плохо учился, но всё вышло ровно наоборот.
Зарплату должны были поднять в январе 2023 года, а отдали положенную прибавку в… апреле. А цены-то растут, деньги обесцениваются. Насчёт количества бумаг и говорить нечего. Нас терзает необходимость участвовать и писать отчёты о самых разных мероприятиях: олимпиадах всех уровней, электронном голосовании, мониторингах, проверках функциональной грамотности… Всего не перечислить!
Половину нужно выполнить на работе, другую половину дома. А у многих педагогов по 6–7 уроков, с нас же требуют: «Сделать к 12.00 или 13.00!» Получается, главное сегодня не уроки, а эти посторонние дела и отчёты по ним. Всё это нужно лишь для того, чтобы кто-то продемонстрировал за наш счёт свою якобы работу. Ведомств и структур развелось как грибов после дождя, а в школе работать некому… Давайте закроем эти ведомства и структуры и трудоустроим людей в школе, заставим делать то, что они заставляют делать нас. Так будет справедливо.
Уже давно происходит обесценивание профессии учителя. Не удивлюсь, если скоро один тьютор будет вещать через образовательную платформу для 10 000 учеников. То-то сэкономят денег!.. Наше ежегодное августовское совещание прошло в необычном формате. По одним предметам собрались учителя из нескольких районов у нас, по другим – в других районах. Это привело к путанице и бестолковщине. Гоняли автобусы, жгли без толку бензин, которого часто в разгар учебного года не хватает для подвоза детей в школу. На прожекты деньги есть, а на нужное – нет.
В ноябре методическое совещание прошло в онлайн-режиме. Даже хорошие идеи так опоганят, что тошно становится. Через монитор неизвестные дамы вещали о конструкторе рабочих программ и новых учебниках. Ввести единые программы и учебники – хорошая идея. Но конструктор рабочих программ – это зло! Надо сначала доработать его, а потом уже вводить. Темы там перетасованы так, словно старался карточный шулер.
По русскому языку много тем, рассчитанных на устное общение, часы же на изучение орфограмм сокращены. Господа хорошие, дети и так неграмотные, а вы отбираете последнее! Такое впечатление, что программу составили не для наших детей, а для детей мигрантов, которые только начали знакомиться с языком. Единственное светлое пятно – учебники истории для 10–11-х классов. В кои-то веки они перестали быть вульгарно прозападными. Впервые, например, честно говорится, что Гитлера вскормили американские и британские империалисты.
Предыдущий ФГОС недолго жил. По нему 30% времени на уроке должны были писать, а 70% говорить. Но это же абсурд! Если не будем писать на уроке русского языка, то о какой грамотности может идти речь?! Частота, с которой происходят изменения, наводит на мысль, что все реформы проводятся под какими-то страшными препаратами, а потом наступает отрезвление… Боже мой, что же мы наделали! Одна реформа чуднее другой.
В конструкторе рабочих программ темы одни, а в учебнике – другие. Всё потому, что новых учебников нет. И нам предлагают проходить темы, используя интернет. Да какой интернет, прости господи! Он у нас не стабилен, как мировая экономика… И родители на классных собраниях предъявляют претензии не министерству с его прожектами, а нам. У учеников и родителей появился прекрасный предлог ничего не делать: «Не было интернета, поэтому не выполнили домашнюю работу». Это может быть и правдой, и ложью, но в данном случае важно другое: так нельзя научить детей. Должен быть учебник, совпадающий с программой. Сначала нужно поставить учебники в школы, а потом уже вводить новшества. Иначе 2–3 года якобы обучения можно выкинуть на свалку. А ведь речь идёт о детях, о нашем будущем.
Год от года усложняются задания ОГЭ и ЕГЭ. Между тем средний уровень подготовки детей упал до критической отметки. И тут два пути: либо показывать реальную картину, либо превратить экзамены в профанацию. Первый вариант подразумевает большие кадровые перестановки, остаётся второй…
В последние два года резко взялись за воспитание. Посыпались отчёты, фотографии с мероприятий, видео и прочее. Страна проводит школьные линейки с гимном и флагом. Воспитываем патриотизм! Получается не очень. Я думаю, что патриотичнее выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Сегодня это не так просто. Родители зачастую громче детей кричат, что полностью «Бородино» выучить невозможно. Но мы-то учили, и наши родители тоже учили. Так почему же наши дети должны быть хуже? «Победим мы Наполеона?» – спрашиваю у пятого класса, и две девочки отвечают негромко: «Победим…»
Утро теперь начинается с уроков «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты». В советские годы классные часы были последними, а первыми – русский язык и математика. И о чём же важном с подачи чиновников нам приходится говорить? Какие профессии, на их взгляд, нужно рекламировать? Те, что связаны с IT-технологиями, самолётами, ледоколами и т.д. А в стране не хватает электриков, сварщиков, слесарей, строителей, врачей.
Ходим с флагами, слушаем гимн, говорим пламенные речи… А на перемене шестиклассники мечтают о взрослой жизни. Нет, в космос и на завод они не собираются, став взрослыми, они себе сделают большую и красивую татуировку. У мальчика старший брат сделал себе тату, а у девочки – папа…
В тему
В российских школах не хватает 11 тысяч учителей, сообщила на правительственном часе в Госдуме вице-премьер Татьяна Голикова. С учётом того, что учителей в стране больше 1,2 млн, дефицит не критический – меньше 1%. Однако педагогическое сообщество считает эту статистику лукавой. Большинство педагогов работают не на одну ставку, и если человек пенсионного, например, возраста уходит, оголяется не одна позиция, а минимум полторы-две. Каждый четвёртый выпускник педвуза покидает стены школы, по данным РАО, в первые пять лет работы.