Сто двадцать пять лет назад в России был учреждён День железнодорожника.
С чем связана эта памятно-профессиональная дата, известная в России не только тем, чья жизнь связана со стальными магистралями, но и всей стране? Известно, что задумал и основал праздник министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков. Он начинал службу в МИДе, однако ещё в молодые годы увлёкся железнодорожным делом, полмира объездил, изучая технику, работу депо, особенности строительства стальных магистралей. Министром путей сообщения его назначили в самом начале 1895 года. В то время железнодорожная отрасль выходила на ключевые роли для отечественной индустрии. Хилков понимал, что нужно не только ежедневно работать, обучать и отбирать специалистов, воплощать самые рациональные планы, приумножая российскую сеть железных дорог, но и награждать за труд, демонстрировать всей стране красоту и великое значение самого надёжного и современного вида транспорта. Он заботился о престиже своей отрасли.
Так возникла идея праздника, который объединил бы всех железнодорожников, от министра до рабочего. Посоветовавшись с коллегами, Хилков выбрал для торжественного дня дату поездки первого русского поезда – 30 октября 1837 года. Но потом возникли сомнения: осенняя погода в России не располагает к празднествам. Особенно в Сибири, где в те годы возводилась знаменитая магистраль и работали выдающиеся инженеры-путейцы. Какой же день выбрать? Решающим, как и подобает в такой ситуации, оказалось слово министра путей сообщения. И тогда Михаил Иванович вспомнил о коронованном основоположнике российских железных дорог. О «позапрошлом» монархе – Николае Павловиче.
В те годы к памяти императора Николая I в стране относились неоднозначно. Из всех русских монархов XIX века он единственный не имел официального прозвания, хотя правил дольше и по многим критериям успешнее других. Подобное восприятие было связано с последними годами и даже месяцами правления императора: Россия позволила втянуть в себя в Крымскую войну, в которой, пожалуй, впервые в истории осталась без союзников. Смерть царя совпала с чередой болезненных поражений, изменивших самосознание империи. А реформы его сына и преемника во многом уничтожили политическое наследие Николая Павловича. В то время критиковать императоров в официальной прессе было не принято, поэтому вспоминали о Николае I почтительно, хотя и холодновато, без восторгов. Но, конечно, никто не пытался вычеркнуть его имя из истории отечественных железных дорог. Ведь именно указы Николая I положили начало русской чугунке, а строительство трассы Санкт-Петербург – Москва стало уникальным проектом для той эпохи.
В старину дни рождения в нашей стране отмечались сдержанно. На них, как правило, не обращали внимания. Отчасти именно поэтому нам неизвестны точные даты появления на свет таких великих сынов России, как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Денис Фонвизин... День смерти выдающегося человека закреплялся и в народной памяти, и в истории, а вот день рождения частенько витал в тумане предположений и версий. Конечно, в императорской семье каждое появление на свет ребёнка фиксировалось и запоминалось, но в череде праздников того времени самыми важными датами считались дни восшествия на престол и коронации.
Во второй половине XIX века дни рождения в России стали отмечать шире. Хилков учёл это, думая о новом празднике. Его идею поддержал и действующий самодержец – молодой Николай II, чтивший память своего прадеда. Летом 1896 года министр подписал постановление: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года, Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведующими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения».
Итак, дату праздника установили – 25 июня (6 июля по новому стилю).
Здесь всё разъяснено. Нельзя сказать, что в этот день часто вспоминали о Николае I. Его день рождения стал лишь поводом для праздника железнодорожников. Их чествовали, для них устраивали концерты и торжественные приёмы. Отличившихся железнодорожников награждали медалями, денежными премиями и новым форменным обмундированием. Между прочим, это был первый в мире профессиональный праздник!
В 1896 году директор канцелярии Министерства путей сообщения Александр Ермолов устроил торжественную встречу в здании министерства на Фонтанке, а вечером все собравшиеся отправились поездом в Павловск – на банкет. Первая праздничная речь Ермолова звучала деловито: «Наш праздник – по преимуществу праздник и торжество труда. Напряжённая деятельность железных дорог не прекращается ни на один час ни днём, ни ночью. Все служащие по железнодорожному делу постоянно находятся как бы на военном положении. Такой характер дела накладывает свой отпечаток и на сегодняшнее наше собрание. Весьма многие из тех, которые всем сердцем желали бы быть сегодня с нами, должны отсутствовать, будучи отвлечены теми же не терпящими отлагательства потребностями железнодорожного дела».
Последнее замечание было особенно уместным, потому что самого министра – Хилкова – в тот момент в Петербурге не было. Инициатор Дня железнодорожника находился на Транссибе в рабочей командировке и поздравлял коллег именно там. Кстати, не в последний раз. Он считал сибирское направление самым ответственным для железнодорожной отрасли – и подчёркивал это, постоянно посещая объекты Транссиба.
Железнодорожники полюбили этот праздник, порою целый год ожидали его, а вместе с ним – медаль «За усердие» или повышение по службе... На крупных станциях в этот день щедро угощали гостей. Звучали оркестры, провозглашались тосты.
В годы Первой мировой войны день железнодорожника отмечали скромнее, чем прежде, а в 1918-м праздник официально отменили, закрыв целую страницу летописи железных дорог. О том, как возродился праздник, обретший новый смысл и новую дату, мы расскажем в свой черёд.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»