Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 декабря 2025 г.
  4. № 49 (7013) (10.12.2025)
Литература Библиосфера

В этой прозе слышен голос памяти

О книге Елены Холмогоровой «Недрогнувшей рукой»

14 декабря 2025

Юлия Могулевцева


Елена Холмогорова. Недрогнувшей рукой: рассказы. 

– М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2025. – 248 с. – 2000 экз. – (Совсем другое время).

 

Тема памяти, воспоминаний, наверное, одна из самых благодатных и благодарных тем, нашедших в произведениях многих современных авторов живой отклик. Так, на ум приходит, например, «Город, написанный по памяти», в котором прозаик Елена Чижова предлагает читателю стать свидетелем тщательнейшего, скрупулёзного восстановления истории своей семьи, и «Не забудь сказать спасибо. Лоскутная проза и не только» поэта и переводчика Марины Бородицкой, где мемуарная повесть, миниатюры и воспоминания щедро «пересыпаны» стихами, а всё вместе есть не что иное, как отражение целой эпохи в зеркале авторского восприятия.

Вот и в книге рассказов Елены Холмогоровой «Недрогнувшей рукой» явственно слышен голос памяти. И хотя все описываемые автором события очень личного свойства, а интонация повествования предельно камерная, читая эту прозу, ощущаешь себя причастным к прошлому, погружённым в контекст времени. По сути, перед нами своего рода документ, не официальный, а человеческий, и, следовательно, обращаться с ним следует бережно.

Честно и доверительно рассказывая обо всём, из чего складывается наша жизнь – и светлом, и горьком, Елена Холмогорова не опускается до демонстрации личной боли. Тем острее чувствуешь эту боль, таящуюся между строк. Книга словно начинается с неизбежного финала, с того, чем обыкновенно заканчивается жизнь: «В этот день имя на памятнике никогда не прочитать. А для меня осталось местечко в самом низу – оно первым будет скрываться под снегом». В этих словах – и тяжесть утраты, и свет памяти, и осознание конечности собственного земного пути, и ещё, может быть, неуловимая надежда на встречу в лучшем мире.

Елена Холмогорова не пускается в долгие размышления, не пишет длинных предисловий, а начинает с главного: «Новый 2018 год впервые встречала одна. Рано утром 1 января меня потянуло на кладбище». О том, кто там похоронен, мы узнаём из обращения к огромной собаке, перегородившей калитку: «Собака, у меня умер муж, я очень тоскую, пусти меня, видишь, я привезла цветы, его любимые ирисы». В этом пронзительном эпизоде – вся глубина одиночества, с которым сталкивается человек, переживающий потерю близкого человека.

Однако эта женщина, которая в первый день наступившего года пришла с цветами на кладбище, не выглядит жалкой, нуждающейся в утешении. Напротив, она производит впечатление очень сильного и мудрого человека, вряд ли примирившегося со смертью, но не страшащегося приблизиться к ней. «Интересно, встретил ли Миша там наших драгоценных зверей – пса Барона и кота Бурбона, как надеялся…» – размышляет она.

Кроме воспоминаний о близких людях, о прошлом, о старой Москве, впечатлений от соприкосновения с музыкой («…И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…») читатель найдёт в книге множество историй, связанных с литературными произведениями и их авторами. Эти истории лишены пафоса и академизма, они очень личные, чистые, живые. Так, например, Елена Холмогорова пишет, что в школьные годы хотела быть как Настенька из «Аленького цветочка», которая была и осталась для неё «воплощением жертвенности и милосердия, трогательной дочерней любви и примером женской любви не за красоту лица, а за красоту души».

А вот – любопытный пример, который приводится в книге как иллюстрация к размышлениям о размытости критериев при оценке, в данном случае художественных текстов: «У Чехова в повести «Степь» есть поразительное воспоминание мальчика о бабушке: «До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит…» Меня всегда поражала парадоксальная, пронзительная точность этого «до своей смерти она была жива», казалась уколом гениальности. И вдруг случайно я наткнулась на фрагмент мемуаров приятеля Антона Павловича прозаика и драматурга Ивана Леонтьева-Щеглова: «…разумеется, и на солнце есть пятна, и одно такое незначительное стилистическое пятнышко я как-то указал Чехову, когда мы разговорились о «Степи». Именно почему-то вспомнилась в самом начале (где говорится о смерти бабушки) фраза, на которой я запнулся, читая впервые рассказ: «Она была жива, пока не умерла…» Что-то в этом роде. «Быть не может!» – воскликнул Чехов и сейчас же достал с полки книгу и нашёл место: «до своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики». – Чехов рассмеялся. – «Действительно, как это я так не доглядел. А впрочем, нынешняя публика не такие ещё фрукты кушает. Нехай». И равнодушно захлопнул книгу».

На страницах книги Елены Холмогоровой прочно переплетены жизнь и искусство, явь и вымысел, прошлое и настоящее, жизнь и смерть. «Недрогнувшей рукой» – это одновременно и откровенный разговор, и лирическая исповедь, и документ, отражающий и сохраняющий время.

А заключительные строки, пронизанные осознанием ценности земной жизни, напоминают нам о её торжестве, несмотря ни на что: «Прошлой осенью в саду Борисоглебского монастыря по дороге из Ростова в Углич увидела розовато-сиреневые цветы. Оказалось, это безвременник – он цветёт тогда, когда земля уже покрывается слоем опавших листьев. Оказывается, и так бывает.

И – как писал Арсений Тарковский: «Жизнь хороша, особенно в конце…

Предполагаю жить…» 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Оценивая и понимая другого, мы лучше понимаем себя»: интервью с Андреем Аствацатуровым

    13.12.2025
  • «Карта молодой литературы»: стихи финалистов

    13.12.2025
  • Одними деньгами проблему «толстых» журналов не решить

    12.12.2025
  • Как нам поможет «сибиризация» России

    12.12.2025
  • Роман Сенчин: «Мимолётный»

    11.12.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой Архив Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS