Вероника Крашенинникова,
политический аналитик, исследователь
Пара десятков беспилотников, как оказалось без боезарядов, была обнаружена в Польше 10 сентября. Это стало ещё одним тестом на реакцию Польши и всей Европы на украинский конфликт. После консультаций НАТО решило не считать инцидент нападением РФ, но 12 сентября запустило операцию «Восточный страж» – для усиления обороны Восточной Европы.
В Германии министр обороны Борис Писториус заявил, что ФРГ опередила США и стала крупнейшим спонсором военной помощи Украине. Канцлер Мерц подтвердил, что необходимость «поддерживать Украину в её борьбе за мир в Европе... может продолжаться очень долго». Обсуждаются «инвестиции» в сотни миллиардов долларов в военное производство и инфраструктуру.
Во Франции после вотума недоверия и четвёртой за полтора года смены правительства президент Макрон назначил премьером 39 летнего министра обороны Себастьяна Лекорню. Ранее он инициировал поставки на Украину дальнобойных ракет SCALP и самоходных гаубиц CAESAR, ставших символом французской поддержки режима Зеленского. На посту премьер-министра возможности Лекорню расширятся.
Евросоюз в последние пару месяцев пытается придать больше конкретики идее «миротворческого контингента» для Украины после завершения боевых действий. Задача непроста: как помочь Киеву «на земле» без риска быть втянутыми в войну с Россией? Москва ведь предупреждала: иностранные военные на Украине станут законными целями для ударов. Европейцы надеются на поддержку Вашингтона, и администрация Трампа подтвердила, что готова помочь разведданными и вооружениями, но не живой силой.
Для поставок оружия есть механизм. В июле Трамп и генсек НАТО Рютте запустили так называемую инициативу «Список приоритетных требований Украины», через него члены НАТО будут выкупать вооружения для Киева из американских запасов.
В сфере экономики вопреки ожиданиям после встречи на Аляске Трамп давит на Европу не с той стороны: требует ввести 100%-ные пошлины на товары из Индии и КНР за импорт российской нефти, чтобы «заставить Путина прекратить войну». Даже Урсуле фон дер Ляйен, ни разу не замеченной в конструктиве в отношении России, пришлось оправдываться: импорт нефти из России со стороны ЕС сокращён, закупают только Венгрия и Словакия. Но спецпосланник Трампа Уиткофф усмотрел, что Европа всё же покупает российскую нефть через Индию.
Внутри ЕС при всех сомнениях и противоречиях общий вектор движения направлен на милитаризацию.
На атлантическом уровне согласие также постепенно формируется: расходы на Украину ложатся на Европу, американский ВПК ждёт новых прибылей, как и американские производители нефти и газа. Старый Свет продолжает своими руками разрушать у себя социальное государство, направляя деньги на военные нужды. Это вызывает нарастающие протесты населения и обострение кризисных процессов. Чтобы не казалось мало, администрация Трампа считает сегодняшние власти в Европе «угрозой изнутри» для Запада, как заявил вице-президент Вэнс в феврале в Мюнхене. Однако это не мешает европейцам ездить на поклон к «папочке» «королю Дональду» и льстить ему, лишь ухудшая своё положение.
Организуя в 2013 году «майдан» в Киеве, думали ли они, что это может привести к возможности военного конфликта с Россией? С тех пор каждое новое решение лишь углубляет колею, и выбраться из неё становится всё сложнее.