Казань, июль, по-прежнему не жарко… Но это на улице, а в БКЗ имени Сайдашева всё кипит: здесь в режиме нон-стоп идёт двухнедельная страда по записи музыки Чайковского. Прямо на наших глазах рождается будущий гигантский бокс-сет. Процессом руководят двое: звукорежиссёр Павел Лавриненков, то и дело строгим голосом прерывающий исполнение, дабы достичь совершенства, и инициатор и главный герой проекта, руководитель Госоркестра Республики Татарстан Александр Сладковский, который, кажется, щёлкает симфонии и концерты Петра Ильича как орешки. И при этом даже не устаёт… В паузе обсуждаем с маэстро идею проекта, его программу, выбор солистов и саму музыку нашего главного классика.
Линия жизни
– Музыка Чайковского вошла в меня с колыбели. Помню, как мама играла на фортепиано «Детский альбом», «Времена года». Потом я переслушал оперы – «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту»: у нас была огромная фонотека. А лет в 13–14 я услышал Пятую симфонию Чайковского в записи Мравинского, изданную на виниле, на «Мелодии»: эта запись надолго оставалась одной из самых любимых. С этим композитором было много точек соприкосновения. Например, я поступал в Петербургскую консерваторию с Четвёртой симфонией: тогда Илья Александрович Мусин возглавлял комиссию, и я помню, как на экзамене в первом туре я дирижировал под рояль, а во втором – под оркестр. Это было одно из первых моих оркестровых выступлений с Чайковским. Всю жизнь я связан с этим величайшим гением, и он меня вдохновляет.
Сколько вешать в граммах?
– У меня не было задачи записать всего инструментального Чайковского: я выбрал то, что мне хочется, что мне ближе. Скажу больше, я с удовольствием записал бы ещё музыку балетов, тем более что я все их исполнял – в разных контекстах, в разных залах, даже за границей. В Риме, в Санта-Чечилии, для концерта даже сам составил сюиту из «Лебединого озера».
Но те две недели, которые мы нашли в моём графике для осуществления записи, – это, конечно, очень сжатый срок для реализации такого замысла. Пришлось сделать отбор, но, подчеркну, симфонии, концерты постоянно в нашем репертуаре, многократно игранные, подробно проработанные. Например, с Денисом Мацуевым мы играли Второй концерт в Музикферайне и Третий – в Иркутске, на фестивале «Звёзды на Байкале». Несколько лет назад оркестр в сезоне исполнил все симфонии Чайковского, причем не только со мной, но и с другими дирижёрами. Так что мы пришли к записи готовыми, с продуманными концепциями.
Тише, идёт запись
– Я с удовольствием работаю с российскими звукорежиссёрами. Павел Лаврененков – ас, дважды номинированный на «Грэмми»; он занимается трансляцией на весь мир концертов Московской филармонии, а за плечами у него сотни записей. Мы с ним знакомы уже около тридцати лет, ещё когда он играл на флейте и только начинал свою карьеру звукорежиссёра. Именно с ним мы записали на «Мелодии» диски с тремя симфониями Малера, он проводил трансляции всех наших концертов в Московской филармонии, в Концертном зале имени Чайковского. И приятно, что запись Девятой симфонии Малера из КЗЧ сейчас будет показана по Mezzo – этот знаменитый французский телеканал классической музыки включил нас в свою программу. Это очень хороший показатель. Для меня радость сотрудничать с таким профи, который к тому же мой друг, и нам вместе очень комфортно работать.
Мне интересно представить оркестр на разных лейблах. Наши первые диски были записаны на «Sony Music Russia» – это «Антология музыки композиторов Татарстана», бокс из трёх дисков, и «Просветление», в который вошли «Манфред» Чайковского и «Остров мёртвых» Рахманинова. Прекрасный был опыт с «Мелодией», где мы записали все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича. «Sony classical» – это уникальный лейбл, где записывались лучшие оркестры, солисты и дирижёры всех времён. Для нас – огромная честь попасть в такую компанию.
Мы планируем выход записи к юбилею Чайковского, но ничего нельзя загадывать заранее. Предстоит вначале монтаж, требующий титанической работы звукорежиссёра. Но в любом случае бокс увидит свет в 2020 году.
Запись симфоний и концертов П. И. Чайковского
Играем вместе
– Выбор солистов – целиком мой. Они все – титулованные, зрелые артисты, кроме Саши Малофеева, совсем юной звёздочки, который сейчас делает гигантскую карьеру по всему миру. Со всеми ними я неоднократно выступал. С виолончелистом Борей Андриановым мы знакомы с детских лет, с Борисом Березовским дружим с 1990-х, с тех пор как он выиграл конкурс Чайковского. Мы много раз партнёрствовали на сцене, есть большой опыт творческого контакта и удовольствия от совместной работы, и Березовский сразу согласился записать Второй концерт Чайковского, который у него давно в репертуаре. Максим Могилевский – из династии выдающихся музыкантов, также мой старый друг. Он только что приезжал в Казань, на фестиваль «Белая сирень», со Вторым концертом Шостаковича. Ему я предложил записать Третий концерт Чайковского, а Саше Малофееву – Первый. Мирослава Култышева знаю с 15 лет, когда он только начинал сольную деятельность. Мы играли с ним в Петербургской филармонии сложнейший концерт Бориса Тищенко, который он феноменально исполнил. Мирослав – необыкновенный петербургский интеллигент, выигравший конкурс Чайковского в 2007 году. В моей команде ещё один победитель конкурса Чайковского – скрипач Павел Милюков, общение с которым продолжается ещё с записи всех инструментальных концертов Шостаковича. Так что случайных людей в списке солистов нет.
Этапы большого пути
– Моя цель – не просто записать любимую музыку. Это очень важно для оркестра, потому что мы оставляем в его новейшей истории след. Мы «оцифровываем» то, с чего Натан Григорьевич Рахлин начинал строить ГСО РТ. Он тоже обожал «Манфреда» и другие симфонии, увертюры. Для того чтобы двигаться вперёд, мне нужно не просто исполнить какую-то симфонию – популярную или любимую, а важно осваивать творчество композитора циклами. К примеру, мы сыграли всего Бетховена – для оркестра это стало серьёзнейшей базой для становления мастерства, для понимания того, откуда идут корни оркестрового дела. Мне интересно подходить так глобально, потому что именно так возможно глубоко постигнуть стиль композитора и даже целое направление в искусстве.
Оркестр Татарстана сейчас находится в такой форме – я не могу это не озвучить, – что всё, что мы за девять лет сделали, мы обязаны зафиксировать. Благодаря тому, что мы в Татарстане и благодаря личной поддержке президента РТ Рустама Минниханова, который нас курирует и поддерживает наши начинания, мы можем по-настоящему творить, ощущая, что мы делаем что-то очень важное для республики, для нашей музыкальной культуры и, конечно, для нашего оркестра, которому скоро исполняется 55 лет.
Ольга Русанова