С 1 сентября в школах Киева введён полный запрет на изучение русского языка. Аналогичное решение приняли в Николаеве, Львовской и Одесской областях, закрыли кафедру русского языка и литературы в Харьковском университете. Исключена из школьной программы и вся русская литература. Вроде бы после долгих дебатов в числе рекомендованных к прочтению остались Гоголь и Булгаков, но, как говорится, ещё не вечер. Киевский музей «порочащего» Украину Булгакова уже потребовали закрыть. В школах Донбасса и освобождённых территорий преподаваться будут и русская литература, и оба языка – русский и украинский, но педагогам придётся пройти нелёгкий путь, и вот почему.
По решению Министерства образования Украины вопреки всем международным хартиям обучение на родном русском языке было запрещено ещё в 2021 году, в следующем году, кстати, аналогичный запрет вводится и для школ других национальных меньшинств. Русский язык и русская литература преподавались как иностранные.
Теперь на донбасской земле, обильно поливаемой кровью в течение последних восьми лет, все, кто считает родным языком русский, смогут реализовать своё законное право на обучение на родном (русском) языке, а значит, и изучать его как учебный предмет в объёмах, предусмотренных учебным планом российской школы. А объём этот значительно отличается от того, который был в так называемых русских школах на Украине.
На территориях ЛНР и ДНР с российскими учебными планами, образовательными стандартами и учебниками знакомы. Школьники даже какое-то время учились по нашим учебникам. Учителя с освобождённых территорий также имели возможность познакомиться с программами, пройдя курсы повышения квалификации, которые летом были организованы Министерством просвещения РФ. Но в полной мере решить все проблемы за такое короткое время сложно. Видимо, потому и обозначен срок перехода на новые стандарты в пять лет.
Чтобы представить себе объём работы, необходимо посмотреть, как изучение предметов русский язык и литература осуществлялось на Украине. Одним из первых шагов, предпринятых соседями, было ограничение в правах получения образования на родном языке почти трети русскоговорящего населения. Если в 1991 году после распада СССР русский был языком обучения в 4633 школах Украины, большинство которых находилось на юго-востоке и юге страны, то к 2010 году таковых осталось 1149.
До 2021 года в школах для так называемых национальных меньшинств предмет русский язык изучался. Но в объёмах более чем скромных – от 1 до 3 часов в неделю. В остальных учебных заведениях он преподавался либо как второй иностранный, либо факультативно. Итоговой аттестации, то есть экзамена, не предусматривалось. Сокращение часов, вымывание предмета из сетки учебного плана привело к резкому сокращению числа педагогов, а затем и закрытию подготовки таких учительских кадров.
Столь кардинальный пересмотр подхода к изучению русского языка как языка многомиллионного меньшинства вызвал недоумение даже у творцов Европейской хартии региональных языков или языков нацменьшинств, которую Украина подписала в 1996 году, а в 2003 году ратифицировала. Но окрик из Евросоюза не повлиял на незалежную, и в 2012 году Верховная рада приняла Закон «Об основах государственной языковой политики», только закрепивший линию на вытеснение всего, что связано с русским миром.
С учётом языкового подхода формировалось и содержание литературного образования. Но здесь старт был ещё более резким.
В первую очередь к предмету литература было добавлено определение «украинская», в перечень изучаемых произведений включались только произведения украиноязычных авторов. А потому писавшие на русском языке украинцы Н.В. Гоголь и Т.Г. Шевченко, уроженец Житомира В.Г. Короленко, родившийся в Черниговской губернии Пантелеймон Кулиш, представитель Харьковщины Г. Квитка-Основьяненко, выпускник Харьковского университета Николай Костомаров и бывшая воспитанница Харьковского пансиона благородных девиц Марко Вовчок не были удостоены чести быть включёнными в школьную программу.
Что уж говорить о писателях русских. Для них нашлось место только в рамках предмета зарубежная литература. Но в переводах на украинский язык. Наряду с Гёте, Гейне, Бёрнсом и многими другими достойными представителями мировой литературы в весьма скромных объёмах были представлены И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. По выбору можно было познакомиться с произведениями малых жанров, с творчеством В.Г. Короленко и А.П. Чехова. Не был обойдён вниманием и ХХ век. В числе «зарубежных» авторов были М.А. Булгаков с произведением «Собачье сердце», М. Шолохов, не забыты С. Есенин, В. Маяковский, Б. Окуджава, К. Симонов и др.
Но и такая палитра в усечённом, обзорном виде просуществовала недолго. После 2014 года список сократили кардинально, без всяких объяснений заменив представителей русской литературы на европейских и американских. Очевидно, сделано это было по причине забвения высказывания одного из классиков украинской литературы, номинировавшегося в своё время на Нобелевскую премию, – Ивана Франко, который на излёте века девятнадцатого писал: «…если произведения литератур европейских нам нравились и волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»
Видимо, именно в пробуждении человека и увидели угрозу в творениях русских писателей чиновники из образовательного украинского ведомства. Какая большая теперь должна быть проделана работа, чтобы заполнить брешь и познакомить ребят с русской литературой во всем её разнообразии. Достижение этого результата потребует большого мастерства и овладения современными технологиями литературного образования.
Помимо внесения в программу и восполнения естественных пробелов потребуются не только учебники, но и тексты произведений. А это отдельная проблема.
В борьбе со всем русскоязычным Украина лишила граждан того, без чего постижение смыслов великой русской литературы и языка просто невозможно. По мере сокращения русскоязычного образовательного пространства ужималось и пространство информационное. Сначала один за другим исчезали русскоязычные СМИ и периодические издания, потом дело дошло до книг и методической литературы.
Окончательный вердикт был вынесен директором Украинского института книги русофобкой Александрой Коваль, вознамерившейся провести генеральную чистку публичных библиотек и убрать из них 100 миллионов книг. В первую очередь произведения Александра Пушкина и Фёдора Достоевского. Они, на её взгляд, «должны остаться в университетских и научных библиотеках для изучения специалистами корней зла и тоталитаризма». На втором этапе Коваль предлагает уничтожить и книги, изданные на русском языке после 1991 года. Произведения всех жанров – от романов и детективов до детской литературы. Вам это ничего не напоминает? Нацистскую Германию 1933 года и костры из книг, не соответствующих идеологии национал-социализма? Отцы фашизма были бы удовлетворены действиями своего «талантливого» последователя.
В школьных библиотеках на освобождённых территориях и даже в ДНР и ЛНР сильна нужда не только в учебниках и методической литературе, но и в словарях, энциклопедиях, периодических и методических изданиях и, конечно, в литературе художественной. Без книг изучать не только русский язык и литературу, но и другие предметы невозможно.
И в завершение хотелось бы отметить, что сегодня учителя с освобождённых территорий и ЛНР, и ДНР очень ждут встреч с писателями и педагогами, учёными и методистами, которые расскажут о российской школе, помогут наладить некогда тесный и плодотворный диалог со своими коллегами, как делали это педагоги Донбасса из многострадальной Горловки, ежегодно, несмотря ни на что, проводившие международные литературные квесты «Знаем ли мы русскую классику», а учителя Луганска – международный Далевский диктант, в котором участвовали тысячи любителей русского языка. Так было. И так будет!
Людмила Дудова,
доцент кафедры всемирной литературы МПГУ,
первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ
по развитию образования и науки
В тему
После начала специальной военной операции Россия приняла более 326 тысяч детей – беженцев из Донбасса и Украины, в том числе – школьников. Некоторые семьи вернулись, многие остались.
Только в Ростовской области 1 сентября за парты с российскими сверстниками сели более 2,7 тысячи школьников из ДНР и ЛНР.
Около 7 тысяч педагогов Донбасса прошли переподготовку в России.
Более 159 тысяч школьников начали учебный год в ДНР и 105 тысяч в ЛНР.