Самвел Косян
Родился в 1947 году в Ереване. В 1970-м окончил факультет журналистики ЕГУ. Работал в ряде редакций. С 2004 года работает ответственным секретарём «Гракан терт» («Литературной газеты»). Автор ряда сборников стихов, пьес, пишет также для детей. По его сценариям снято несколько мультипликационных фильмов. Занимается переводами. Произведения переводились на языки народов бывшего СССР, а также на немецкий, французский, английский. Удостоен премии им. Ст. Зорьяна (СПА) за сборник детских стихов «Абрикос проглотил косточку». Обладатель Гран-при международного театрального фестивале в Иране за пьесу «Жизнь мимо клетки» (2000). Член Союза писателей Армении с 1976 года.
* * *
Пьянство –
это конь,
который не трогает с места;
стегай, сколько хочешь,
вонзай ему в рёбра шпоры, –
только фыркает, ржёт,
зарывается в землю всё глубже...
Пьянство –
это стихотворение,
которое спрятано в теле коня
и не трогает с места,
стегай, сколько хочешь,
вонзай ему в рёбра шпоры, –
оно только плачет,
зарываясь всё глубже и глубже
во влажные глаза коня.
Пьянство – это стихотворение и конь,
которые не трогают с места,
они замурованы
в красном шарике крови,
они застряли в венах времени,
стегай, сколько хочешь,
вонзай им в рёбра шпоры, –
время – тупица,
как и любая таможня.
Пьянство –
это конь,
который не трогает с места;
стегай, сколько хочешь,
вонзай ему в рёбра шпоры, –
только фыркает, ржёт,
зарывается в землю всё глубже...
Пьянство –
это стихотворение,
которое спрятано в теле коня
и не трогает с места,
стегай, сколько хочешь,
вонзай ему в рёбра шпоры, –
оно только плачет,
зарываясь всё глубже и глубже
во влажные глаза коня.
Пьянство – это стихотворение и конь,
которые не трогают с места,
они замурованы
в красном шарике крови,
они застряли в венах времени,
стегай, сколько хочешь,
вонзай им в рёбра шпоры, –
время – тупица,
как и любая таможня.
* * *
С чьей-то лёгкой руки
во мне появилось сиротство,
став для меня окном, открытым в мир,
и домом, в котором я прячусь от мира…
В сиротских глазах
белизна облаков не бывает молочной,
и крылышки ангелов
не связаны спицами мира,
идёт ли дождь или нет, –
в душе сиротской – капель,
она его дни покрывает
зелёным и склизким мхом…
У сироты и родина – другая:
по ночам её карты стирают
с дряблой кожи своей,
и шум поездов на вокзалах
исходит не от колёс или рельсов,
он исходит от шагов сирот,
когда они бегут за поездами,
думая, что сиротство – это пространство,
думая, что пространство
это преодолимо…
Но до сих пор никому из сирот
не удавалось сесть в поезд…
Сироты всегда, постоянно опаздывают…
С чьей-то лёгкой руки
во мне появилось сиротство,
став для меня окном, открытым в мир,
и домом, в котором я прячусь от мира…
В сиротских глазах
белизна облаков не бывает молочной,
и крылышки ангелов
не связаны спицами мира,
идёт ли дождь или нет, –
в душе сиротской – капель,
она его дни покрывает
зелёным и склизким мхом…
У сироты и родина – другая:
по ночам её карты стирают
с дряблой кожи своей,
и шум поездов на вокзалах
исходит не от колёс или рельсов,
он исходит от шагов сирот,
когда они бегут за поездами,
думая, что сиротство – это пространство,
думая, что пространство
это преодолимо…
Но до сих пор никому из сирот
не удавалось сесть в поезд…
Сироты всегда, постоянно опаздывают…
* * *
Камень с исключительной
осторожностью
скрывал историю своего
происхождения,
и удивительно,
что его скрытность –
древнее,
чем биография моей страны.
Камень с исключительной
осторожностью
скрывал историю своего
происхождения,
и удивительно,
что его скрытность –
древнее,
чем биография моей страны.
* * *
Тень любви – больше самой любви,
и в конечном счёте она теряется
в собственной тени…
Если хочешь убежать из своего тела,
чужое тело окажется ещё неудобнее,
в чужом теле ты не будешь жить,
поскольку не знаешь, где что находится,
в чужом теле ты не будешь жить,
будешь только искать…
Любовь не может жить без тела,
ей нужна форма красивого тела,
поскольку
душа уже приняла эту форму…
В чужом теле продолжается
вечный поиск,
но чтобы он увенчался успехом,
памяти нужно хотя бы чуть-чуть
потесниться…
Перевёл Гурген Баренц
Тень любви – больше самой любви,
и в конечном счёте она теряется
в собственной тени…
Если хочешь убежать из своего тела,
чужое тело окажется ещё неудобнее,
в чужом теле ты не будешь жить,
поскольку не знаешь, где что находится,
в чужом теле ты не будешь жить,
будешь только искать…
Любовь не может жить без тела,
ей нужна форма красивого тела,
поскольку
душа уже приняла эту форму…
В чужом теле продолжается
вечный поиск,
но чтобы он увенчался успехом,
памяти нужно хотя бы чуть-чуть
потесниться…
Перевёл Гурген Баренц