Сам старинный Конный двор расположен неподалёку от лавры в бывшем монастырском хозяйственном корпусе. Там выставлена бóльшая часть экспозиции музея.
Время было бурное, и в столицах мало кто заметил, что в стенах древнего монастыря в 1920 году создали музей. В те годы храмы разорялись, и казалось, что пройдёт ещё десять-двадцать лет – и действующих монастырей на Руси не будет: устарели. Если бы тогдашним властям не пришла в головы идея создать этот музей – бесценное наследие лавры вряд ли удалось бы уберечь от разграбления. Позже музейное собрание пополняли и коллекции, напрямую не связанные с историей монастыря, но объединённые темой самобытной русской культуры.
Уже в 30-е годы в Москве возникла традиция – семьями приезжать в Загорск. В музее гости получали то, чего им не хватало в революционном быту: дух Древней Руси. Пришли новые времена, реликвии Московской Руси воспринимались как знак далёкого прошлого. Но человеку присуща тяга к собственным корням: дедовское прошлое манит нас, а порой и придаёт смысл нашему существованию.
Сегодня в собрании музея более 120 тысяч экспонатов – самых разных. Это множество древних икон, средневековых рукописей и старопечатных книг, памятников лицевого и орнаментального шитья, церковной утвари, изделий из золота и серебра, произведений живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Здесь мы видим не просто образцы, но истинные шедевры.
Особенно богато представлены эпохи, когда обитель Сергия находилась в самой гуще исторических событий. Сразу приходят на память два таких узла: Куликовская битва и освободительная война 1612 года, когда польские интервенты безуспешно пытались овладеть монастырём и сломить мужество духовных правнуков Сергия. В монастырских стенах устроили госпиталь для раненых, настоятель, архимандрит Дионисий, стал одним из вождей сопротивления – к сожалению, про него редко вспоминают. По всей Руси он рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры. Его имя заслуживает упоминания в одном ряду с Дмитрием Пожарским, Козьмой Мининым и патриархом Гермогеном. Без них не удалось бы организовать народное ополчение, сберечь и реализовать мечту о суверенном Московском государстве. Монастырскую крепость отстояли и вскоре оттеснили поляков с Ярославской дороги, по которой в Москву пришли освободители – ополчение князя Пожарского.
Как-никак, и рождением своим царство Московское во многом обязано основателю лавры. В музейном зале мы встречаем и князя, и святителя. Какой была русская дружина в те годы? С каким оружием шли в бой воины князя Дмитрия? Из светского быта тех лет мало что сохранилось в веках. Всё-таки главную роль тогда играла Церковь, и монастырь сохранил для нас образы прошлого. Лаврские монахи были замечательными хранителями древностей. Всё, что дарили монастырю цари и князья, бояре и именитые купцы, всё, что создавали в мастерских монастыря, сберегалось на века.
Времена Сергия и Дионисия, как в документальном кино, проносятся перед нами под стук мечей и колокольный перезвон.
Историческая живопись в европейском духе дополняет образные ряды иконописи. Экспозиция подробно показывает и историю создания архитектурного ансамбля лавры, который приобретает новые черты и в наше время.
Под стать богатому собранию и выставочная деятельность музея. Затишье в музейной жизни не предвидится. К юбилею преподобного Сергия Радонежского «коннодворцы» подготовились основательно. Главное музейное событие года – выставка «И свеча не угасла...», которую обсуждали ещё до торжественного открытия. Конный двор встретил новых гостей после капитальной реконструкции. Во дворе – старинные пушки, а в залах – мир Сергия Радонежского, мыслителя, который так актуален в наше время. Четыреста предметов из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника и музеев Московской области позволили воссоздать галактику преподобного Сергия. Вся жизнь великого молитвенника проходит перед нашими глазами в Конном дворе. Очень важно, что такая выставка состоялась именно на сергиево-посадской земле – эти края помнят шаги святого старца. Выставка подчёркивает близкое всем нам стремление преподобного Сергия к единству Руси. Выставка открылась в июле, но мы надеемся, что в сентябре, с началом учебного года, гостями обновлённых, просторных корпусов Конного двора станут подмосковные и московские школьники. Даже если они пройдут по музейным залам без благоговения – это будет полезная экскурсия. Пройдут годы – и, быть может, в сердце останутся не шалости, а воспоминание о встрече с преподобным Сергием в год его семисотлетия.
В дни открытия выставки музейную тишину нарушили замечательные музыканты. В праздничной концертной программе в Конном дворе приняла участие хоровая группа Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора. Прозвучал Тропарь преподобному Сергию. О русском музыкальном искусстве времён Радонежского чудотворца мы знаем мало. Но в фольклоре сохраняются отзвуки веков – а без музыки, без песни Русь непредставима. Гимнами, стихирами, церковными песнопениями Россия обращается к преподобному Сергию, вспоминает его.
И всё-таки музей – это уголок сосредоточенного внимания к реликвиям, которые обретают новый смысл в ракурсе XXI века. Отзвучат песни, умолкнут юбилейные речи – и мы останемся наедине со святынями старины далёкой, с потемневшим златом Московской Руси, в храме истории в лаврском Конном дворе.
Леонид ГОРБАЧЁВ