Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 января 2021 г.
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

В оранжерее публицистики

Валерий Попов всегда находит способ освежить старые тексты – и они играют новыми оттенками

20 января 2021

Сборник колумнистики известного писателя – жанр популярный, но имеющий свои издержки. Не всегда удаётся скомпоновать «отборную публицистику», написанную по разным поводам, в гармоничное целое – зачастую возникает впечатление, будто автор, будучи не в силах расстаться ни с одной из драгоценных букв, наскрёб по журнально-газетноинтернетным сусекам всё, что подвернулось.

В этом смысле книга Валерия Попова «Век такой, какой напишешь» выгодно отличается продуманностью композиции и напоминает высказывание Владислава Ходасевича о Фёдоре Сологубе, который «составлял книги приблизительно так, как составляют букеты… Стихи самых разных эпох и отдалённых годов не только вполне уживались друг с другом, но и казались написанными одновременно. Порой … он брал стихи из одной книги и переносил их в другую. Они снова оказывались на месте, вплетались в новые сочетания, столь же стройные, как те, из которых были вынуты».

Тут можно возразить: стихи-то совсем другое дело, ими гораздо проще жонглировать. Но и как прозаик Попов всегда находит способ как-то освежить старые «цветы» в своих букетах – тут название перепридумает, тут выкинет лишнее слово, тут вставит реплику, тут поменяет эпитет – и текст играет новыми оттенками, продолжает жить, не оставаясь мумифицированным, раз и навсегда засохшим, как в гербарии. К тому же иные из вошедших в книгу зарисовок вполне можно отнести к «стихотворениям в прозе». Больше всего их в «климатическом» блоке «Царь природы» (например, «Мороз до слёз» – ода русскому морозу, «приподнимающему душу» и толкающему на подвиги), но есть и юмористические баллады про людей: телефонный скетч «Не спеши, коза, в лес» (концентрат поповского бытового абсурдизма) или репортаж с одного дня рождения «Балласт», где одним из важнейших персонажей, спасающим лирического героя, становится жареный гусь.

Как литературный «флорист» Валерий Попов непринуждённо выбирает из своей обширной «оранжереи», за которой ухаживал полвека, не только сиюминутные злободневные, но и давние, многолетние растения, составляя из них новые композиции, так что его преданный и постоянный читатель в нынешнем сборнике встретит знакомые сюжеты и известных персонажей. Как, скажем, в заглавной мемуарной вещи – «Век такой, какой напишешь» (о ленинградских «прóклятых поэтах» «портвейнового века»), красующейся в центре сборника, в разделе «Между Сциллой и Харибдой». Имеются в виду превратности переходного периода между Сциллой социализма и Харибдой капитализма, но можно понимать и шире. Бывалый плаватель Попов (см. остросюжетный очерк «Среди волн» о любительской попытке покорения Ладожского озера на катере) знает, что на пути писателя много разных «сцилл» и «харибд», скажем, между слишком глубоким погружением в жизнь и умозрительным отрывом от неё. Хитрому Валерию Попову по-прежнему удаётся виртуозно лавировать в оптимальном фарватере и превращать любой случай из жизни не просто в весёлый анекдот, но чуть ли не в притчу с тонкой моралью, как в рассказе «Петербуржцы людей не бросают» – о знакомстве с мастером по обивке дверей. Горький вопрос оказавшегося на мели умельца: «Разве кому сейчас ручная работа нужна?» резонирует в душе писателя, находящего явную параллель со своим трудом: «У меня, между прочим, тоже дела. Мне тоже надо некоторую поверхность буквами покрыть».

Трудно придумать более точную метафору для работы колумниста, пишущего в соответствии с пожеланиями заказчика, а не «по зову сердца», когда вроде бы и душу вкладывать не так уж обязательно, но ведь и выключить её, как мобильник, всё равно невозможно.

Тэги: Книжная полка
Обсудить в группе Telegram

Лидия Маслова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Творчество как укрытие

    10.11.2021
  • Ветер мысли, мысль истории

    03.11.2021
  • Портреты современников

    27.07.2021
  • Нас Бог наградил широтою души

    08.06.2021
  • Путь Леонида Шервуда

    25.05.2021
  • Её Величество Беллетристика

    39 голосов
  • За рощей церковь белая видна

    11 голосов
  • Особые задачи

    9 голосов
  • Город, наполненный отзвуками

    6 голосов
  • Творчество как укрытие

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS