5 августа исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского художника Ильи Ефимовича Репина. Петербургу повезло не только в том, что многие работы художника хранятся в Русском музее, но и в том, что в поселке Репино (Куоккала), северном пригороде Петербурга, существует Музей-усадьба Ильи Ефимовича «Пенаты», где он жил долгие годы, и куда к нему приезжали выдающиеся люди своего времени. В этом году с «Пенатами» связаны ещё две значительные даты: 115 лет самой усадьбе и 45 лет работы в ней её заведующей Татьяны Петровны Бородиной, беседу с которой мы предлагаем вашему вниманию.
- Татьяна Петровна, Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается для Вас музей? Вообще музей и конкретно «Пенаты»?
- Если Константин Сергеевич имел в виду настрой на посещения театра, то, конечно, он прав. В музее, как и в театре, посетитель погружается в его атмосферу при первом контакте с обслуживающим персоналом. Я обычно стараюсь знакомить наших сотрудников с отзывами посетителей и подчеркиваю, что гости очень ценят доброжелательность и приветливое отношение. Со мной был случай: мы с друзьями пришли в Зимний дворец Петра I на Дворцовой набережной, он сейчас относится к Эрмитажу. И когда я сдавала плащ, на нём оторвалась «вешалка». Так гардеробщица, такая милая петербургская дама сказала: «Ничего-ничего, я Вам пришью», и я получила плащ с пришитой петелечкой.
- Вы 45 лет работаете в «Пенатах», а сколько на должности заведующей?
- Заведующей музеем «Пенаты», являющимся филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, я была назначена в 2004 году. 13 сентября будет уже 10 лет. А пришла я в музей сразу же после окончания школы. Первый рабочий день у меня был 5 августа 1969 года, как раз в празднование125-летия со дня рождения И.Е. Репина.
Приняли меня на должность смотрителя и, работая, я готовилась к поступлению в Институт им. Репина на кафедру теории и истории искусств. В школе тогда искусство не преподавали, а при поступлении нужно было сдавать историю русского искусства. Конкурс был огромнейший - 61 человек на место. Поэтому я поступала на заочное отделение и, поступив, сочетала работу и учебу. В «Пенатах» работали такие опытные и талантливые искусствоведы, что общение с ними было не менее полезным, чем посещение лекций дневного факультета. Тем более, что я всегда могла найти возможность сходить в институт на нужное мне занятие.
И вот так задержалась в «Пенатах» на 45 лет. На пятидесятилетие музея мы сделали фильм «В «Пенатах» было наше счастье». И это правда. Я всегда с удовольствием ходила и хожу на работу.
- Что входит в обязанности заведующего?
- Заведующий - это руководитель, который обязан организовать и контролировать всю жизнедеятельность своего музея - текущую административную работу, работу с обслуживающими и контролирующими организациями, СМИ, давать консультации по науке, да много чего. Соответственно статусу научно-исследовательского музея, «Пенаты» являются центром по изучению жизни и творчества И.Е. Репина, и заведующий занимается всеми вопросами, связанными с этой областью музейной работы. Я и сама занимаюсь научными изысканиями.
Мне очень повезло с учителями. Мои старшие коллеги, которых, к сожалению, уже нет с нами, были удивительные люди, особенно Елена Григорьевна Левенфиш. Она пришла в музей незадолго до его открытия и руководила им более 25 лет. Умница, прекрасный организатор, она обладала невероятным обаянием и просто чудодейственными способностями вдохновлять на осуществление интересных идей. Причем, задача озвучивалась в форме деликатного предложения, но при этом вы становились и соавтором идеи, и даже чуть ли не инициатором её реализации, оказывались единомышленником и другом, которому бесконечно доверяют и ждут преданности и полной отдачи. Поэтому своей главной задачей я считала создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. И тогда, уверяю Вас, проблем в руководстве не будет. Но индивидуальный подход к каждому члену коллектива - это большой труд.
- Расскажите, пожалуйста, об экспозициях «Пенат».
- В музее существует документальная экспозиция. Она располагается в первых трёх комнатах дома, которые не восстановлены мемориально. В них висят большие фотографии самых известных произведений И.Е. Репина как напоминание, о том, что он создал за свою долгую творческую жизнь. И это интересно посетителям, особенно тем, кто давно не был в художественных музеях. Фотографии специально черно- белые, потому, что в цвете нужно смотреть оригиналы. Кроме того, особо интересующиеся могут ознакомиться с документами о жизни и творчестве Репина от рождения до смерти. Они находятся в специальных витринах вдоль стен.
Далее посетители проходят в мемориальные комнаты: кабинет, гостиную, столовую и на втором этаже - большую зимнюю и летнюю мастерские, здесь же чудесная открытая веранда – балкон «Аэроплан», где Репин спал на свежем воздухе даже зимой - в специальном утеплённом спальном мешке. Он очень ценил целебные качества свежего воздуха и уже в 1880-е годы в своей петербургской квартире открывал окна и приобщал к «здоровому» сну и детей.
В мемориальных комнатах представлены подлинные вещи обстановки, художественные произведения - работы И.Е. Репина, его друзей и учеников, оставленные в доме дочерью Верой и сыном Юрием после отъезда из приграничной Куоккалы вглубь Финляндии перед началом Зимней войны 1939 года. В июне 1940 года усадьба, как завещали Наталия Нордман и Репин, стала музеем. Но просуществовал он всего год. Началась Великая Отечественная война, и вещи были перевезены в Ленинград. Всю блокаду они хранились в подвалах Академии художеств. В 1944 году в ходе военных действий усадьба сгорела и была восстановлена в 1962 году. Но как видите, вещи сохранились, и они отражают быт и вкусы хозяев.
- Какая публика приходит в «Пенаты»?
- Мы, к счастью, популярны. Музей посещают люди всех возрастных категорий, в том числе, и из-за границы. Уже в 1963 году наш музей один из первых тогда в Советском Союзе ввел аудио-обслуживание. Комнаты, как мы говорим, «озвучены», все посетители, осматривая дом, прослушивают объяснения со стационарных носителей. В настоящее время иностранцам предлагаются записи на 9 европейских и восточных языках. Текст начитан носителями языка. Для многих - это приятная неожиданность: услышать родной язык, например, японский или голландский. Как правило, и российские гости, и иностранные остаются очень довольны.
- Как праздновалось 170-летие Репина в «Пенатах»?
- По традиции на его могиле состоялось возложение цветов и поминальная панихида. Затем, гости собрались на площади Гомера, где прошла официальная часть празднования: приветствия и поздравления.
В летней мастерской дома Репина мы открыли чудесную выставку произведений мастеров русской живописи XIX-начала XX века из частного собрания известной в Петербурге галереи «КGallеry». По нашей просьбе галерея подобрала произведения тех художников, с которыми Репин был наиболее близок, с кем он долгие годы общался, вёл переписку, кого уважал, с кем у него в жизни сложились дружеские, а в художественных взглядах - доверительные отношения. На выставке представлены, не постесняюсь сказать, шедевры В. Поленова, А.Боголюбова, И. Шишкина, В. Васнецова, Н.Дубовского. В. Орловского. Несколько работ и юбиляра - И.Е. Репина. Увидят посетители и картины его любимых учеников В.Серова и Б. Кустодиева.
Репин не был коллекционером в истинном значении этого понятия, но за долгие годы творческой жизни у него собралась коллекция картин, состоявшая, в основном, из подарков друзей-художников. Он очень ценил эти работы и всегда показывал своим гостям. Как можно видеть на исторических фотографиях, они висели на почётных местах в интерьерах «Пенатов» рядом с работами самого Репина. В настоящий момент почти всё это собрание находится в Финляндии, он подарил его в 1920 году музею «Атенеум», а на выставку в «Пенатах» подобраны другие произведения, но тех же мастеров, чьи работы составили его коллекцию и хранились в усадьбе.
И наконец, гости могли принять участие в крокетном турнире, посвящённом юбилейным датам. Продолжая традиции репинской усадьбы (у Репина играли в эту популярную в начале ХХ века дачную игру), мы обустроили специальное крокетное поле и посетители, если желают, имеют возможность поиграть у нас в крокет.
- Репин написал много портретов, причем, от царей до нищих и бродяг. Понятно, что портреты известных персоналий ему заказывали, а портреты простых людей, почему он писал в таком количестве?
- Во-первых, он часто писал портреты и без заказа. Если восхищался личностью, то просил быть моделью. Как уж там дальше было с оплатой, не всегда известно.
Изображение крестьян стало центральной темой русского демократического искусства того времени. Молодые художники, как люди особенно впечатлительные, попали под влияние идей, охвативших всё общество, и породили новую школу искусства – национальную по выбору тем и сюжетов и реалистическую по способу их воспроизведения. Изображение простых людей и их жизни было своеобразным хождением в народ. Поэтому Репин после Парижа поселился в Чугуеве, чтобы окунуться в самую гущу народной среды. Его интересовали национальные народные типы. С другой стороны, и в государственной политике тех лет идея народности связывалась с важной тогда для России национальной идеей, идеей образа нации. Поэтому царская семья проявляла либерализм в художественной политике и покупала работы на темы из народной жизни. Не только Павел Михайлович Третьяков. Картина "Бурлаки на Волге" была приобретена Великим князем Владимиром и висела у него в биллиардной, а напротив - репинские "Проводы новобранца, и он очень любил объяснять каждый образ. А однажды, показав на Канина - центрального бурлака, сказал: "Вот этот нас и похоронит". Запорожцы", «Белорус" и другие работы не были заказными, но были куплены Александром III. Русские цари, правда, были просвещённые люди и очень ценили качество репинской живописи.
- В «Пенатах» имеются эскизы Репина к портрету Шаляпина. А какова судьба портрета?
- Федор Иванович в 1914 году отдыхал в санатории в Иматре и заехал к Репину. Репин по своему обыкновению уговорил его позировать. Шаляпин расположился в мастерской на широком турецком диване. Начало сеанса запечатлел известный фотограф Карл Булла. На фото можно видеть, как Репин углем наметил фигуру и удачно прописал голову. Но Шаляпин нанес очень короткий визит, быстро уехал. Репин продолжил работу без натуры, но как он сам пишет: «Работа не пошла», и он записал портрет этюдом натурщицы. Оставил только изображенного на хосте любимого мопса Шаляпина. Эта работа, кажется, 4 года назад попала на аукцион Мак Дуглас в Англии. Её просветили и на рентгенограмме увидели незаконченный портрет Шаляпина. Картина находится сейчас в одном из частных собраний.
- У Репина есть много картин на религиозные темы. Чем это вызвано?
- Когда он учился в мастерской исторической живописи в Академии художеств, правила обучения соответствовали канонам такого художественного направления, как академизм. Сюжеты для учебных и выпускных композиций часто брали из Библии и Евангелия. Картины на религиозные темы в академические годы - это академические задания. Самый яркий пример - дипломная работа «Воскрешение дочери Иаира». Но религиозная тема не стала ведущей темой в творчестве Репина. Его больше всего интересовала окружающая жизнь, драматургия русской жизни и, конечно, человек, суть личности, её неповторимость.
Но были периоды, когда Репин обращался к религиозным темам. Например, в конце восьмидесятых годов - цикл графических работ на сюжеты из жизни Христа и картина «Николай Мирликийский освобождает от казни невинно осужденных». В 1901-1903 - картина «Отыди от меня, Сатано». И в 1920-е годы, оставленный в Финляндии внезапным закрытием границы, он создает интереснейшие картины на евангельские сюжеты. Работы тех лет практически не известны современному зрителю, потому, что они разошлись по частным зарубежным коллекциям. Но одна из них - «Отрок Христос во Храме» (1918) находится в «Пенатах». В музее Принстонского университета оказалась картина «Голгофа»(1921-1923). В частных коллекциях - «Утро Воскресения». «Неверие Фомы», «Улов Петра». Исследователи русского искусства связывают обращение Репина к религиозным темам с теми периодами, когда художника особенно волновали вопросы духовно-нравственных идеалов общества и личности и, конечно, главным источником, альфой и омегой в решении этих проблем было и остается учение Христа и его жизнь. И, как всегда, причиной интереса к этическим проблемам и нормам нравственного поведения был клокочущий социальный вулкан русской действительности. В 1870-е годы это переход народнического движения к терроризму. Убийство Александра II и казнь его убийц. Репин был очень чуток к умонастроениям своего времени и в своём творчестве находил адекватное им художественное выражение. «Николай Мирликийский» - реакция на обсуждение вопроса об отмене смертной казни. «Отыди от меня, Сатано» - художественное осмысление темы искушения как одной из важных проблем в жизни человека.
В двадцатые годы ХХ века – эмоциональная реакция художника на послереволюционные события: «красный» террор», разрушение храмов, гонение на церковь находит выражение в серии евангельских сюжетов, которые, как писал сам Репин, «обуревают меня». Особенно интересна картина «Голгофа», как образ распятой Родины - это щемящая боль уже стареющего художника за судьбу России.
- Но есть у него и картины, отражающие драматические моменты русской истории. Пожалуй, самая известная «Иван Грозный и его сын Иван», где Иван Грозный убивает своего сына. Что Вы думаете о его чисто исторических картинах?
- Ещё при жизни Репина критики отмечали, что в его исторических композициях находят выражение актуальные проблемы современности. Очень хорошо об этом сказал в 1908 году американский критик Кристиан Бринтон. «Картины Репина»,- писал он,- «воспринимаются как Евангелие современности и как актуальное рассмотрение прошлого. Обращаясь к прошлому, он никогда не теряет контактов с современностью». И это особенно относится к картине «Иван Грозный и сын его Иван». На первый взгляд, картина никак не связана с современностью. Изображен исторический факт. Но на самом деле импульсом к написанию послужили опять-таки современные события. «Кровавая полоса в жизни России» - так это время определял сам Репин. Картина «Иван Грозный» - пример такого сложного иносказательного художественного мышления, которое во внешний изобразительный смысл сюжета включает подтекст, вмещающий более широкое обобщающее содержание. За семейной трагедией - конфликтом отца и сына - прочитывается противостояние власти и молодого поколения. Первоначально картина была названа «Сыноубийца», но из-за цензуры Репин от него отказался. Чтобы понять всю сложность психологической коллизии в этой картине, надо вспомнить, что казнь террористов была неоднозначно воспринята русским обществом. Например, Вера Засулич, стрелявшая в градоначальника Трепова, была оправдана. Парадоксальная ситуация, но движение террора многими воспринималось как жертвенный подвиг и вызывало ассоциации с жертвенным подвигом Христа. Вообще эта картина - кладезь для исследования психологии творчества. Особенно если вспомнить, что идея картины возникла у Репина на концерте. В 1881 году он слушал новое произведение Римского-Корсакова «Месть». Оно произвело на Репина неотразимое впечатление, и он подумал, нельзя ли выразить в живописи то настроение, которое создалось при влиянии на него этой музыки. Не зря же есть выражение «эмоциональное звучание полотна». В работах Репина это качество живописи и придавало его произведениям такую яркую художественную выразительность. Интересно то, что картина была запрещена к показу в галерее П.М. Третьякова. Но не сразу. Александр III даже хотел купить её прямо с выставки. Запретить показ посоветовал ему умнейший человек в России - обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев. Правда, запрет был вскоре снят. Репин в это время писал Александра III для картины «Речь Александра III к волостным старшинам». Вероятно, во время сеансов они беседовали. Царю, наверное, стало неловко: художник его пишет, а он запретил картину показывать.
- Чем, по Вашему мнению, Репин интересен современному зрителю?
- Думаю, что умному зрителю Репин будет интересен как внимательный наблюдатель, глубокий психолог и мощный живописец. Живописные качества его картин всегда уходили в тень по сравнению с популяризацией идейного содержания. Интересно, что в конце XIX века французы считали Репина среди его современников единственным русским художником, для которого живопись существует и сама по себе, а не только для того, чтобы рассказывать истории и выдвигать идеи. Да и сам Репин говорил: «Живопись и есть живопись, потому, что её не расскажешь».
- Современная режиссура часто «осовременивает» и извращает классические оперы и балеты до такой степени, что от них остается только название и музыка (если и её не «передёрнут»). Понятно, что ни один музей не позволит перерисовывать классические картины и пририсовывать к ним, что бы то ни было. Однако в Интернете уже «гуляют» версии картин с пририсовками и дорисовками. Я, например, видела картину Репина, где вместо Ивана Грозного на фото картины Репина вставлен Путин. Что Вы по этому поводу думаете?
- Это как раз та глупость, которая разрушает искусство.
- Что такое искусство, по-Вашему? Вот если бы Вас попросили написать статью для энциклопедического словаря: «Искусство – это…»?
- Никогда бы не согласилась. Потому что искусство для меня - очень интимная область. В разные эпохи каждый высказывавшийся на эту тему давал ему свои определения, которые, наверное, и были продиктованы потребностями времени. Их миллион. Они систематизировались, дополнялись и, хотя эти определения правильные и даже интересные, они какие-то абстрактные, очень грустно было их заучивать на занятиях по марксистко-ленинской эстетике. Не знаю, какие определения искусству сейчас даны в энциклопедиях и в интернете. Надо посмотреть. Для меня искусство - это просто чувства, эмоции, мысли, гармония красок, звуков, которые необходимы мне в жизни. Хочу поделиться высказыванием французского критика Э-М. Вогюэ. По-моему, это важно для нашего времени: «Корона империи померкнет, если в ней не будет блистать алмаз искусства». Вот таким должно быть искусство, и такое отношение должно быть к искусству. Это планка, высота, на которой должно находиться искусство в жизни государства.
- В начале ХХ века существовало течение «Искусство для искусства». Затем большевики заявили, что искусство принадлежит народу. Прокомментируйте, пожалуйста, оба этих тезиса.
- «Искусство для искусства» не является течением, это мировосприятие и эстетическое отношение к жизни и к искусству. Искусство не может никому принадлежать, это же, в первую, очередь духовное начало. А то, что было объявлено большевиками, просто агитлозунг.
- По Пушкину, «гений и злодейство две вещи несовместные». А Вы как считаете? Может ли гений совершить злодейство?
- Если это гений зла, то, наверное, может. А если верить, что гениальность дается от Бога, то не сможет.
- А что такое зло в искусстве?
- Человеческая глупость, которая уничтожает искусство. То, что создается этим злом, уже нельзя назвать искусством.
- Требует ли искусство жертв? Если да, то каких?
- Многих и многих. От самых высоких материй до чисто житейских. Я не художник и могу судить только как изучающая искусство. Искусство требует большой любви, полной отдачи и невероятного труда - отсюда все жертвы. Опять же, как писал Репин, «искусство - самый опасный предмет любви по своей глубине, непостижимости, вечной новизне, вечной таинственности. В нём больше всего отражается божественное начало в человеке. Итак, Вы обречены на страдания и радости творчества». И, кроме того, в творчестве есть свои нравственные нюансы. Кому служить Богу или Мамоне? Золотому тельцу или художественности?».
- Что такое красота, по-вашему?
- Гармоничное сочетание элементов в любом созидательном процессе.
- Почему красота у некоторых людей вызывает агрессию или в лучшем случае потребительское отношение: вскарабкаться на памятник, усесться на него, детей на него поставить? В Эрмитаже был случай, когда «Данаю» облили кислотой. Люди взбираются на великолепные памятники, тем самым их разрушая: вот льву у Адмиралтейства продавили спину, и его с трудом отреставрировали. И опять на него лезут… Коней Клодта на Аничковом мосту и краской заливали, и портили. Примеров можно привести много.
- Это отсутствие воспитания. А проявление агрессии в конкретных случаях, наверное, должны объяснить психологи или психиатры.
- Можете Вы дать определение гениальности?
- Способность понять, открыть в себе своё предназначение и реализовать его так, чтобы оно приносило радость всем, питало бы всегда, во все времена.
- Чем талантливый художник отличается от гениального?
- Это разные весовые категории. У таланта есть точки отсчёта - приближение к совершенству, а гений - как большой взрыв, свет от вспышки которого и является эталоном для разного рода талантов. Талант можно закопать или развить упорным трудом, а с гениальностью ничего не сделаешь - проявится. Как высшее начало, мне кажется, проявление гениальности часто выходит за узкие области специализации. Художники-гении это родники, которые питают таланты.