«Здесь был Кай» - премьера Казанского ТЮЗа прошлого сезона, но этот спектакль имел честь открыть текущий, 90-й сезон, и не случайно: редко, когда спектакли, тем более, в детском театре, бывают такой актуальной и острой социальной направленности (драматург – Екатерина Тимофеева, режиссёр-постановщик – Артём Устинов, художник-постановщик – Надежда Иванова, композитор – Булат Абдуллин).
27 марта, в Международный день театра, Министерство культуры Татарстана вручало победителям республиканскую премию «Тантана» (Торжество) -2023. Это профессиональная награда за творческие достижения в области театрального искусства, получившие широкое общественное признание. В номинации «Лучшая женская роль» премию получила артистка Эльмира Рашитова за роль Герды.
И в ХХI веке – не в сказке, а в реальности - по разным причинам продолжают исчезать люди – и взрослые, и дети. Их ищут, но найти удаётся не всех, тем более, живыми. Данная постановка создана в рамках федерального проекта «Культура малой родины». Это совместное детище ТЮЗа и татарстанского отделения Добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», что само по себе редкость, если не сказать, уникальность. А ценность спектакля в том, что он показывает, что заменимых близких людей нет. Каждый человек – единственный, а поэтому надо беречь и себя, и тех, кого вы любите, а когда все живы, то трудности жизни преодолимы.
В постановке много слоёв, в которых перемежается реальность и условность, мир наш и какой-то или какие-то ещё, но если во все условности и слои вникать дотошно, то есть опасность никогда не прийти к концу. Поэтому я остановлюсь на сюжете без смысловых излишеств и обременений.
Спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» с уклоном в психологические проблемы нашего времени начинается почти по-андерсеновски: в какой-то стране (в пьесе очень подробно описана суровая природа той страны, но это описание роли в спектакле не сыграло) живёт Бабушка (Галина Юрченко) с внучкой Гердой (Эльмира Рашитова и Эльвина Сафина) среднего школьного возраста и мальчиком Каем (Павел Густов и Руслан Шарипов), который чуть старше Герды. Живут бедно, но дружно. Бабушка выращивает розы на продажу. В отличие от сказки «Снежная королева», казанский Кай не сосед, а приёмный ребёнок Бабушки, которая любит его, как родного, так же как и Герда.
Но то ли переходный возраст Кая, то ли ещё что, но он стал сложным в общении с самыми близкими ему людьми, да и в школе у него дела обстоят не блеск. Однако любовь – чувство безусловное, поэтому и Бабушка, и Герда любят его по-прежнему и всячески пытаются помочь ему. Кай же не горит желанием принимать помощь. Похоже, такая жизнь стала его раздражать и он что-то задумал. И то, что задумал, держит в тайне. Кстати, до конца спектакля Кай останется неразгаданным персонажем, шкатулкой без замка или ключ к которой утерян.
В подростковой жизни Кая - конфликты в семье, неуспехи в школе, плюс – подчеркиваю – явно раздражающая его бедность, и конца-края этому нет. И вдруг – ведь всё важное в жизни происходит вдруг – ему встречается Женщина в белом (Анна Иванова) - очень красивая, величественная, властная, явно богатая и дорого и элегантно одетая. Среди знакомых Кая таких женщин, конечно, не было, поэтому она притягивает его чрезвычайно, но и вызывает опаску. Их встреча длится считанные минуты, за это короткое время Кай преодолевает всю гамму разрывающих его противоречивых чувств, но предложение Женщины в белом поцеловать её отвергает. Тогда она сама целует Кая. И он исчезает. Из жизни Бабушки, Герды и со сцены.
Далее история Кая почти до последней сцены спектакля будет идти только в предположениях зрителей. Как писал выдающийся советский оперный режиссёр Борис Покровский (1912 -2009), у каждого из нас свои рамки домысливания, свои возможности догадываться об истине. Предположения могут быть разными, но скорее всего, юный Кай был соблазнен роскошной Женщиной в белом и какое-то время жил у неё. И жил, видимо, припеваючи. Но о своей новой и такой иной жизни ни Герду, ни Бабушку извещать не стал. Видимо, чтобы, не дай Бог, не вернуться в нищету.
Что интересно, Женщина в белом (одна, без Кая) приходит в дом к Бабушке и настойчиво требует отдать ей «приёмыша», поскольку у пожилой женщины недостаточно средств содержать двух детей. Бабушка со всей горячностью любящего сердца категорически отказывается отдать Кая. Отдавать, правда, уже некого, но и Герда, и Бабушка надеются его найти. Не мог же Кай провалиться сквозь землю…
Сквозь землю – вряд ли, а вот сквозь воду – вполне. Спасатели в костюмах, похожих на униформу волонтеров «Лизы Алерт», ищут Кая в водах реки. Не находят. Зато находят множество пар обуви утонувших людей и начинают выбрасывать эти пары из воды на сушу. Падая, обувь образует круг. Замкнутый. И эта одна из сильных символических деталей постановки, которых в спектакле много. И вдруг среди найденных пар обуви утопленников оказывается один мужской ботинок без пары. Герда решает, что это ботинок Кая, и сохраняет его. Здесь линия условностей даёт некоторую брешь, потому что у Кая явно не было залежей обуви, скорее всего, одна пара на сезон, поэтому не узнать ботинок Кая Герда не могла. И Бабушка не могла. Наверное, им просто легче было считать, что Кай утонул, нежели мучиться от неопределенности. Герда в отчаянии предлагает реке вернуть ей Кая, она даже готова отдать за это свои новые красные башмачки (тут явная перекличка со «Снежной королевой»), но река не приняла её жертву и продолжала хранить молчание. То самое молчание, когда ни «да», ни «нет».
Волонтеры (в спектакле они называются свидетелями – Ярослав Кац, Руслан Зубайраев и Мария Мухортова) искали Кая долго и добросовестно. В темноте сцены мелькали огоньки их фонариков. В ответ на вопрос, нашли ли они кого-нибудь хотя бы похожего на Кая, с горечью отвечали «нет». В конце концов, Герда осталась единственным существом, которое продолжало искать Кая. И длилось это долго, годы и десятилетия. Постаревшая Бабушка, которая уже не могла выращивать розы на продажу, стала сдавать комнату Кая жильцам, чему сначала крайне противилась Герда, но потом смирилась, и даже позволила выбросить бережно хранимый ботинок.
В итоге, много лет спустя Герда находит Кая. Но это уже не тот Кай, который потерялся, будучи школьником. Это взрослый и уже частично поседевший, вполне благополучный на вид мужчина, который узнаёт Герду, но не желает общаться с ней. Цель жизни Герды достигнута, но не оправдана, и это трагедия для неё. В одной из финальных сцен Кай сажает Герду на детские санки, похожие на те, которые были у них в детстве, и кружит свою бывшую подружку по тёмной сцене, потом оставляет её и увозит со сцены большие, красивые, но пустые «взрослые» сани: не в свои сани не садись. Этим он как бы ставит точку в своей истории и дальше продолжать её не хочет.
А Сказочник (Алсу Густова) - есть и такой персонаж в спектакле – хочет. Он с верой в любовь, для которой нет преград, говорит залу: «Но кого-то спасти всё-таки можно». И зрители всех возрастов ему безоговорочно верят.