Я знал Юрия Витальевича Мамлеева много лет и считаю его очень русским писателем, продолжившим в литературе линию Фёдора Достоевского и Андрея Платонова. Поиск человеком подлинности, преодоление пределов и понимание, что человеческая жизнь уходит как бесконечно вверх, так и бесконечно вниз, и очень часто святость и злодейство находятся параллельно, – обо всём об этом он писал. Все так называемые ужастики, которыми он заявил себя в литературе, не выдуманы, а взяты из жизни, и это не просто кошмарные приключения, а проза о путях Абсолюта. Очень сильный рассказ, характерный для Мамлеева, называется «Христос Воскресе» – о маленьком ребёнке, который вышел к грабителю и ошеломил его этими словами. Мне кажется, что этот рассказ очень точно передаёт настроения писателя, и ранний Мамлеев не находится в противоречии с Мамлеевым поздним, который написал свой труд «Россия вечная» о том, что именно русская поэзия есть ключ к постижению российской истории и русского бытия. Он сделал этот вывод, точно и тонко осмысливая русских поэтов.
Мне очень жаль, что последняя книга, которая была задумана Юрием Витальевичем, так и не появилась. Это книга мемуаров об андеграунде, о поэте Леониде Губанове.
Мамлеев не имел возможности печататься в Советском Союзе, но при этом был большим патриотом нашего Отечества, и более того – переосмыслил феноменологию советской цивилизации и понимал, что в главном страна всё равно продолжала линию русской культуры, в том числе христианские традиции.
Оказавшись на Западе, как и многие другие, Юрий Мамлеев убедился в иллюзорности представлений наших усердных западников и, будучи человеком европейской культуры, сохранял в себе глубинную русскость.
«ЛГ» выражает искренние соболезнования родным и близким Ю.В. Мамлеева.