Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Литература Интервью

В поисках потрясения

Стихотворение должно проникать к душе сквозь все защитные слои

21 ноября 2024

О таинстве поэтического творчества, любовной лирике и «своём» читателе беседуем с лауреатом премии «Человек слова» Эллой Пургалиной.

– О себе вы говорите просто и в то же время очень ёмко: «Я счастливый человек!» Расскажите о своём творчестве, которое смогло так вас осчастливить. В чём его сила?

– Это правда, я счастливый человек, потому что мне дана способность к творению, творчеству и дарована возможность её реализовать; способность вывернуть душу наизнанку и показать её красоту, силу и слабость, способность говорить с людьми и с вечностью, способность видеть и передать многослойность и многообразие мира, природы, чувств. Стихотворение. Вслушайтесь в это слово: СТИХО-ТВОРЕНИЕ. Это ведь не стихосложение, это – потрясение, обнажение, беззащитность. И это – полёт, отсутствие опоры под ногами, это – крылья за спиной и воздух взахлёб, это – удивительная ясность и огненный карнавал. Сила творчества в том, что оно вызывает ответную дрожь души, вызывает смятение чувств или удивительный покой. И вот это и есть счастье.

– Вы стали лауреатом Гран-при в премии «Человек слова» в номинации «Любовная симфония». Это очень значимое достижение. Любовная лирика преобладает в вашем творчестве?

– Мне казалось, я вообще пишу не о любви, по крайней мере не напрямую. Ну, или очень мало. Может быть, потому что не понимала до конца, что это такое – любовь. Но потом, со временем, я поняла, любовь – это не отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями, это не отношения вообще, не стихия и даже не чувство. Любовь – это то, что связывает нас с жизнью, не даёт угаснуть в нас человечности, питает смелостью продолжать жить. И в этом смысле – да, всё, что я пишу, – о любви. А любовная лирика – это некий эмоциональный всплеск, который порой удаётся красочно облечь в слова. И, конечно, я счастлива, что удостоилась Гран-при именно в номинации «Любовная симфония»!

– Каждое слово в стихотворении важно и значимо. Как поэт должен доносить эту значимость до читателя? В чём основной секрет?

– Поэзия не терпит мусорных, лишних слов. Стихотворение должно будить воображение, проникать сквозь все защитные слои к душе, глубоко, к сути человеческой. Здесь уместна образность, недосказанность, побуждающие читателя к повторному прочтению в поисках тайного смысла. Именно слово, точное, негромкое, ведёт читателя сквозь лабиринт образов к пониманию ощущений и замысла автора, к синхронности, камертонности восприятия. Лишнее, неверно выбранное слово, ненужные цветистость и многословие могут уничтожить начисто тонкое очарование стихотворения. Поэт должен писать для себя, словами, подсказанными его сердцем, его болью, его душой, единственно верными для него словами. Только так это работает. Другого секрета нет.

– Как вы считаете, в настоящее время автору легче найти своего читателя? Ведь свободный доступ к соцсетям и площадкам видеоконтента позволяет самовыражаться практически каждому... Пользуетесь этими каналами продвижения?

– Самовыражаться – ещё не значит творить. Да, пожалуй, соцсети и площадки видеоконтента дают возможность большего числа контактов, соприкосновений с читателями. Я тоже начинала показывать свои стихи в соцсетях, поначалу даже не признаваясь в авторстве, и до сих пор использую их как возможный выход к читателю, наряду с иными возможностями. Но очень важно, чтобы это был «свой» читатель, чтобы возникали понимание и созвучность. «Свой» читатель ищет в поэзии того же, что и поэт, – потрясения души. И поэтому для меня не столь важно количество читателей, но бесконечно ценен каждый, кто понимает, что я хочу сказать, и разделяет мои устремления. Я не уверена, что публикации в соцсетях могу назвать каналом продвижения, но, возможно, это верно в отношении музыкальных клипов, которые я делаю на свои стихотворения в сотрудничестве с композитором Яковом Гильманом.

– Есть ли в современной литературе поэты, на которых хотелось бы равняться? Кто ваш любимый поэт и почему?

– Мой любимый поэт – Борис Чичибабин. Я посвятила ему одно из своих стихотворений. Поэт высочайшей культуры стиха, ясности, глубины и многослойности содержания и отточенности формы. Это – эталон. Борис Чичибабин – романтик и трагик, удивительно правдивый, тяготеющий к прекрасному, возвышенному в жизни и в человеке, абсолютно лишённый пафосности, очень глубокий поэт. Его уровень и есть то, на что следует равняться каждому поэту, стремящемуся к самосовершенствованию.

Беседу вёл Лионель Садорро


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS