О таинстве поэтического творчества, любовной лирике и «своём» читателе беседуем с лауреатом премии «Человек слова» Эллой Пургалиной.
– О себе вы говорите просто и в то же время очень ёмко: «Я счастливый человек!» Расскажите о своём творчестве, которое смогло так вас осчастливить. В чём его сила?
– Это правда, я счастливый человек, потому что мне дана способность к творению, творчеству и дарована возможность её реализовать; способность вывернуть душу наизнанку и показать её красоту, силу и слабость, способность говорить с людьми и с вечностью, способность видеть и передать многослойность и многообразие мира, природы, чувств. Стихотворение. Вслушайтесь в это слово: СТИХО-ТВОРЕНИЕ. Это ведь не стихосложение, это – потрясение, обнажение, беззащитность. И это – полёт, отсутствие опоры под ногами, это – крылья за спиной и воздух взахлёб, это – удивительная ясность и огненный карнавал. Сила творчества в том, что оно вызывает ответную дрожь души, вызывает смятение чувств или удивительный покой. И вот это и есть счастье.
– Вы стали лауреатом Гран-при в премии «Человек слова» в номинации «Любовная симфония». Это очень значимое достижение. Любовная лирика преобладает в вашем творчестве?
– Мне казалось, я вообще пишу не о любви, по крайней мере не напрямую. Ну, или очень мало. Может быть, потому что не понимала до конца, что это такое – любовь. Но потом, со временем, я поняла, любовь – это не отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями, это не отношения вообще, не стихия и даже не чувство. Любовь – это то, что связывает нас с жизнью, не даёт угаснуть в нас человечности, питает смелостью продолжать жить. И в этом смысле – да, всё, что я пишу, – о любви. А любовная лирика – это некий эмоциональный всплеск, который порой удаётся красочно облечь в слова. И, конечно, я счастлива, что удостоилась Гран-при именно в номинации «Любовная симфония»!
– Каждое слово в стихотворении важно и значимо. Как поэт должен доносить эту значимость до читателя? В чём основной секрет?
– Поэзия не терпит мусорных, лишних слов. Стихотворение должно будить воображение, проникать сквозь все защитные слои к душе, глубоко, к сути человеческой. Здесь уместна образность, недосказанность, побуждающие читателя к повторному прочтению в поисках тайного смысла. Именно слово, точное, негромкое, ведёт читателя сквозь лабиринт образов к пониманию ощущений и замысла автора, к синхронности, камертонности восприятия. Лишнее, неверно выбранное слово, ненужные цветистость и многословие могут уничтожить начисто тонкое очарование стихотворения. Поэт должен писать для себя, словами, подсказанными его сердцем, его болью, его душой, единственно верными для него словами. Только так это работает. Другого секрета нет.
– Как вы считаете, в настоящее время автору легче найти своего читателя? Ведь свободный доступ к соцсетям и площадкам видеоконтента позволяет самовыражаться практически каждому... Пользуетесь этими каналами продвижения?
– Самовыражаться – ещё не значит творить. Да, пожалуй, соцсети и площадки видеоконтента дают возможность большего числа контактов, соприкосновений с читателями. Я тоже начинала показывать свои стихи в соцсетях, поначалу даже не признаваясь в авторстве, и до сих пор использую их как возможный выход к читателю, наряду с иными возможностями. Но очень важно, чтобы это был «свой» читатель, чтобы возникали понимание и созвучность. «Свой» читатель ищет в поэзии того же, что и поэт, – потрясения души. И поэтому для меня не столь важно количество читателей, но бесконечно ценен каждый, кто понимает, что я хочу сказать, и разделяет мои устремления. Я не уверена, что публикации в соцсетях могу назвать каналом продвижения, но, возможно, это верно в отношении музыкальных клипов, которые я делаю на свои стихотворения в сотрудничестве с композитором Яковом Гильманом.
– Есть ли в современной литературе поэты, на которых хотелось бы равняться? Кто ваш любимый поэт и почему?
– Мой любимый поэт – Борис Чичибабин. Я посвятила ему одно из своих стихотворений. Поэт высочайшей культуры стиха, ясности, глубины и многослойности содержания и отточенности формы. Это – эталон. Борис Чичибабин – романтик и трагик, удивительно правдивый, тяготеющий к прекрасному, возвышенному в жизни и в человеке, абсолютно лишённый пафосности, очень глубокий поэт. Его уровень и есть то, на что следует равняться каждому поэту, стремящемуся к самосовершенствованию.
Беседу вёл Лионель Садорро