Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2020 г.
  4. № 1 (6720) (15.01.2020)
Искусство

В пределах и за пределами

Спектакль «Звездопад» по прозе писателя-фронтовика играют второкурсники РАТИ

15 января 2020
Сцена из спектакля «Звездопад»

Как сегодня ставить спектакли и снимать фильмы о войне? Я бесконечно пересматриваю свои любимые картины «Жди меня», «Два бойца», «Однажды ночью», – но это другое, из детства. А вот сегодня как ставить и снимать – как?

 

Режиссёр Сергей Яшин и художник Елена Качалаева показали со студентами-второкурсниками РАТИ «Звездопад» по прозе Виктора Астафьева на сцене Учебного театра в Гнездниковском.

Замкнутое, пропитанное кровью и смертью пространство, военный госпиталь, 1942 год. Искалеченные руки, ноги, головы. На сцене много страдания. Много натуралистических подробностей, но они не шокируют и не отвлекают, а прямо и сильно работают на атмосферу спектакля, его нерв, его мысль.

Не знаю, о чём говорил режиссёр-педагог со студентами, но в душевной отдаче, которая исходит от каждого из них, независимо от того, большая роль или маленькая, – в этой безоглядной душевной отдаче, которая захватывает зрительный (молодёжный по преимуществу) зал, послышался, ощутился вдруг, мучительный и тревожный вопрос: а если бы со мной, с вами – вот так? Вопрос, обращённый к самим себе и к сверстникам в зале.

Нормальные будни – и будни военные, тяжкие, страшные, о которых писал фронтовик Астафьев, – это ведь всё равно жизнь, с общими кризисами и исходами, только разных накалов и пределов, в том числе таких, за которыми наступает расчеловечение.

Стремительно короткие сценические новеллы пронзительно сыграны.

Солдат, навсегда потрясённый тем, как он впервые убил человека. Особист, мучительно размышляющий, как сохранить на его работе правду и совесть. Женщина-главврач, матом орущая на своих осатаневших от боли и безысходности, вышедших из-под контроля «ранбольных». И одновременно делающая для них всё, всё, всё, что только можно, и сверх того.

Спектакль, как и проза Астафьева, показывает человеческие бездны, провалы, из которых человек должен выкарабкиваться сам. В спектакле есть расчеловечивающие обстоятельства, но нет расчеловечения. В спектакле нет плохих людей. «Отрицательных героев» нету.

Есть сохранившиеся, выжившие, отчаянное человеческое содружество. Есть любовь – «пограндиознее онегинской любви». Не забудешь широко распахнувшихся глаз девочки-медсестры, устремлённых на избранника, выздоравливающего солдата. Единственного из них. Её единственного.

Но и той медсестры, что, занятая любовными утехами, не пришла на помощь умирающему, не забудешь тоже. Хотя она и не появляется на сцене. Студенты-актёры, многому уже научившиеся, приоткрыли нам свои души, и зрительный зал отозвался им с благодарностью.

«Звездопад» режиссёра Сергея Яшина и художника Елены Качалаевой сделает честь любой столичной сцене. Кроме сцены, кроме театра Сергея Яшина. Потому что театра у него нет. Театра его лишили, между прочим, по ходу каких-то несуразных игр в запредельно высоких сферах. Игр, которые уже навредили отечественной культуре много и разнообразно, и ещё – вне сомнения – отзовутся, скажутся.

Наша театральная общественность умеет быть солидарной, вот только смущает иногда, что солидарность эта какая то… выборочная. Драма Сергея Яшина оказывается – сегодня – за её пределами. Не знаю уж почему.

Только он вот не сломался. Выстоял.

Да и «сегодня», будем надеяться, это в конце концов не так уж долго.

Константин Щербаков

 

Тэги: Театр Театральная площадь Спектакль Константин Щербаков
Обсудить в группе Telegram

Константин Щербаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS