В Михаиле Борисовиче Пиотровском я всегда ценю его глубокую, как говорят, природную образованность, его знания историка, искусствоведа, востоковеда, его, кажется, бескрайнюю эрудицию. И при всех этих качествах серьёзного учёного-интеллектуала он обладает редким даром руководителя, дипломата, менеджера в области не только музейного дела, но и культуры в целом. Меня подкупает и восхищает то, что он человек очень широкого диапазона. Он не просто руководитель Эрмитажа, но, если можно так выразиться, его художественный руководитель. Он обладает объёмным взглядом на культуру, и мне всегда очень нравится, что, несмотря на то что Эрмитаж – прежде всего великий памятник, обладающий всемирно известными коллекциями, Михаил Борисович при необычайно бережном отношении к сохранению этих коллекций всегда пытается найти взаимодействие этого бесценного наследия с сегодняшним днём. Пиотровский не отвергает, а, наоборот, поощряет в этих классических пространствах разного рода акции, выставки, инсталляции, связанные с современным искусством, в которых участвуют современные художники, музыканты, театральные люди и кинематографисты. Он как хранитель Эрмитажа понимает, что для того, чтобы эти коллекции были живыми и их воздействие на наш духовный мир было активным, очень важен контекст современных проявлений культуры. Эрмитаж Пиотровского – это не рутинный музей, а активно действующая культурная институция. Я уже более двадцати лет живу в Петербурге и с восхищением наблюдаю эту бурную деятельность, с удовольствием погружаясь в предлагаемые культурные обстоятельства, инициированные этим великим музеем сегодня.
Порою меня поражало, что формат многих эрмитажных выставок, казалось бы, не свойственен классическому музею. Некоторые инсталляции и показы на первый взгляд должны были бы проходить в других пространствах, в музее современного искусства, на заводе, в подвале, в бункере, в переходе, наконец, в выставочном зале наподобие Манежа… Но Пиотровский не боялся «включать» в этих случаях именно эрмитажное классическое пространство, высекая в современном искусстве искру из, казалось бы, неочевидной его связи с прошлым. Он понимает необходимость этого, потому что в культуре обязательно нужно тянуть эту нитку, важно держать этот мостик. В этом смысле Эрмитаж очень живой музей.
Конечно же, и само пространство Эрмитажа при Пиотровском стало необычайно многообразным. Ведь наряду со старинными залами сегодня здесь есть и многофункциональный центр Главного штаба, который предоставил огромные возможности в осуществлении того курса, который сегодня уже вполне реализовался.
При Пиотровском активно развивалась экспансия Эрмитажа в мировое культурное пространство. В минувшую эпоху эрмитажные выставки в разных частях света работали наряду с самой эффективной дипломатией. Они всемерно способствовали духовному сближению людей. Помню, когда мы с Александринским театром нередко выезжали на гастроли в разные страны, я с огромным удовлетворением порою обнаруживал, что параллельно с нами в тех же городах «гастролировал» и Эрмитаж. Музей фактически продвигал искусство в его мировом измерении, и это шло, конечно, вразрез с сегодняшними тенденциями «запрета» на русскую культуру, на российские музеи, что, безусловно, не идёт на пользу ни для кого, и прежде всего для тех, кто выдумывает эти «запреты». А в том, что делал и продвигал Пиотровский, была мудрость и прозорливость человека, понимающего значение духовной культуры в современном мире. В своё время у меня даже не раз рождалась мысль о своеобразных спланированных параллельных тематических гастролях нашего театра и шедевров Эрмитажа. Неплохой казалась идея сыграть где-нибудь лермонтовский «Маскарад» и одновременно развернуть эрмитажную выставку, посвящённую эпохе романтизма, чтобы через живопись, через художественные предметы из эрмитажных коллекций погрузить зрителей в атмосферу культуры того времени.
И, конечно же, восхищает культурная экспансия Эрмитажа вглубь страны! Эрмитаж сегодня присутствует в самых различных российских регионах, и не просто присутствует, но и активно взаимодействует с людьми различных культурных слоев. И Пиотровский тонко и точно позиционирует музейную культуру как открытую для мира, для веяний сегодняшнего времени.
Ещё мне нравится и я ценю в Михаиле Борисовиче взвешенность, мудрость позиции, лишённой крайностей. Он понимает ценность и целостность культуры, всегда видит явления объёмно, понимает их настоящую целесообразность. В этом отношении ему органически чужд грех односторонности. Он достойно защищает всё истинно творческое и настоящее, и в этом на него всегда можно опереться.
Миссию Михаила Борисовича Пиотровского в художественном руководстве легендарным Эрмитажем трудно переоценить. Она необычайно многообразна и эффективна. И в этом деле юбиляру стоит пожелать сил и здоровья, чтобы держать эту важную для нашей культуры линию.
Валерий Фокин, народный артист России, лауреат Государственных премий, президент Национального драматического театра России
«ЛГ» поздравляет М.Б. Пиотровского с юбилеем и желает здоровья и успехов!