Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 октября 2025 г.
  4. № 42 (7006) (22.10.2025)
Литература Библиосфера

В родстве со светом

25 октября 2025

Владимир Алейников

Олег Рябов. Не люблю Париж. Повести и рассказы. – Нижний Новгород: Книги, 2024. – 400 с. – 1000 экз.

Есть редкие книги, с которыми хочется дружить. Словно с некоторыми, пусть и считаными, хорошими, достойными людьми. Книга Олега Рябова «Не люблю Париж» именно такая. В чём её сила, своеобразное обаяние, магнетическое притяжение и несокрушимая, драгоценная для русского человека правота бытия, самой нашей сложной, но и прекрасной, дарованной всем нам жизни со всем её многообразием, с единством души и природы, чередованием будней и праздников, нежданных открытий и долгих трудов, тяжестью трагедий и радостью побед, с неистребимой верностью речи, точностью и важностью каждого сказанного слова, с той непрерывно звучащей за текстом особенной, драгоценной для сердца музыкой памяти и повседневности, с которой спокойнее провожать каждый прожитый день и встречать каждое новое утро, надёжнее существовать в непростом нашем мире, легче и свободнее дышать? В её человечности. Как-то подзабыта она некоторыми современниками нынче посреди клубящихся, надвигающихся со всех сторон сложностей и противоречий. А напрасно. Человечность для народа нашего – и защита, и спасение. Противостояние злу. Торжество добра. То, что даёт людям возможность выстаивать в любой, даже самой тяжёлой ситуации. Именно человечность продлевает наши годы. И умение сохранить её и выразить в творчестве – уникальное, важнейшее умение.

Прозе Олега Рябова свойственны достоинство, деликатность и благородство. Это мы найдём разве что в прозе Паустовского. Почти у всех современных писателей этого днём с огнём не найдёшь. Отвага Рябова – в другом. Иннокентий Анненский не случайно говорил, что самое сильное слово – будничное. Вот в этих вроде бы простых, всем известных словах и таится желанное: писателю веришь. Он для читателя свой. Он тоже из народа. И поэтому, если вспомнить высказывание Андрея Платонова о том, что без него Россия неполная, смело можно сказать, что и без Олега Рябова Россия неполная.

Следует напомнить ещё и о том, что Рябов – не только замечательный прозаик, но и отличный поэт. Присутствие поэзии в его книге ощущается на каждой странице. Ненавязчивое, неброское, но всегда оправданное. И этот союз прозы и поэзии необходим и прочен. С их помощью писатель словно высекает негасимый огонь творчества. Николай Заболоцкий утверждал, что лицо у стихотворения должно быть спокойным. Это же можно сказать и о прозе Олега Рябова. Внешне она спокойна. Но сколько же там, внутри, за словами, оказывается страстей, событий, мыслей, откровений! Не выпяченных наружу, а сдержанных, чтобы не обрушивать их на читателя. Выраженных без излишнего шума, без стремления кого-то поразить, но твёрдо, убедительно, смело.

И решительно во всём есть у Рябова мера. Это чрезвычайно важное умение. Не каждому писателю дано и умение сдерживать себя, ограничивать себя. А у Рябова чувство формы, стиля, построение фразы и множество других компонентов текста развиты так, что кажутся не приобретёнными в процессе работы над книгой, а врождёнными. Возможно, так и есть. Но ведь и настоящая литература есть.

Вот она, книга в белой обложке. Читайте! Я не литературовед, чтобы дотошно разбирать фрагменты прозы, приводить нужные цитаты и так далее. Моя задача совсем другая. И я просто выражаю свои впечатления, своё ощущение от свободно дышащей, звучащей искренней и щедрой музыкой бытия книги Олега Рябова.

Только что в моё окно ворвался радостный солнечный луч и озарил лежащую рядом книгу Олега Рябова, и она вся вдруг засияла переливами жизнетворного света. И я понял главное: эта книга в родстве со светом.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Москва с яблонями

    24.10.2025
  • Долг живых

    24.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    24.10.2025
  • Пелевин идёт ва-банк

    18.10.2025
  • Литература, которой нет

    17.10.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS