Владимир Алейников
Олег Рябов. Не люблю Париж. Повести и рассказы. – Нижний Новгород: Книги, 2024. – 400 с. – 1000 экз.
Есть редкие книги, с которыми хочется дружить. Словно с некоторыми, пусть и считаными, хорошими, достойными людьми. Книга Олега Рябова «Не люблю Париж» именно такая. В чём её сила, своеобразное обаяние, магнетическое притяжение и несокрушимая, драгоценная для русского человека правота бытия, самой нашей сложной, но и прекрасной, дарованной всем нам жизни со всем её многообразием, с единством души и природы, чередованием будней и праздников, нежданных открытий и долгих трудов, тяжестью трагедий и радостью побед, с неистребимой верностью речи, точностью и важностью каждого сказанного слова, с той непрерывно звучащей за текстом особенной, драгоценной для сердца музыкой памяти и повседневности, с которой спокойнее провожать каждый прожитый день и встречать каждое новое утро, надёжнее существовать в непростом нашем мире, легче и свободнее дышать? В её человечности. Как-то подзабыта она некоторыми современниками нынче посреди клубящихся, надвигающихся со всех сторон сложностей и противоречий. А напрасно. Человечность для народа нашего – и защита, и спасение. Противостояние злу. Торжество добра. То, что даёт людям возможность выстаивать в любой, даже самой тяжёлой ситуации. Именно человечность продлевает наши годы. И умение сохранить её и выразить в творчестве – уникальное, важнейшее умение.
Прозе Олега Рябова свойственны достоинство, деликатность и благородство. Это мы найдём разве что в прозе Паустовского. Почти у всех современных писателей этого днём с огнём не найдёшь. Отвага Рябова – в другом. Иннокентий Анненский не случайно говорил, что самое сильное слово – будничное. Вот в этих вроде бы простых, всем известных словах и таится желанное: писателю веришь. Он для читателя свой. Он тоже из народа. И поэтому, если вспомнить высказывание Андрея Платонова о том, что без него Россия неполная, смело можно сказать, что и без Олега Рябова Россия неполная.
Следует напомнить ещё и о том, что Рябов – не только замечательный прозаик, но и отличный поэт. Присутствие поэзии в его книге ощущается на каждой странице. Ненавязчивое, неброское, но всегда оправданное. И этот союз прозы и поэзии необходим и прочен. С их помощью писатель словно высекает негасимый огонь творчества. Николай Заболоцкий утверждал, что лицо у стихотворения должно быть спокойным. Это же можно сказать и о прозе Олега Рябова. Внешне она спокойна. Но сколько же там, внутри, за словами, оказывается страстей, событий, мыслей, откровений! Не выпяченных наружу, а сдержанных, чтобы не обрушивать их на читателя. Выраженных без излишнего шума, без стремления кого-то поразить, но твёрдо, убедительно, смело.
И решительно во всём есть у Рябова мера. Это чрезвычайно важное умение. Не каждому писателю дано и умение сдерживать себя, ограничивать себя. А у Рябова чувство формы, стиля, построение фразы и множество других компонентов текста развиты так, что кажутся не приобретёнными в процессе работы над книгой, а врождёнными. Возможно, так и есть. Но ведь и настоящая литература есть.
Вот она, книга в белой обложке. Читайте! Я не литературовед, чтобы дотошно разбирать фрагменты прозы, приводить нужные цитаты и так далее. Моя задача совсем другая. И я просто выражаю свои впечатления, своё ощущение от свободно дышащей, звучащей искренней и щедрой музыкой бытия книги Олега Рябова.
Только что в моё окно ворвался радостный солнечный луч и озарил лежащую рядом книгу Олега Рябова, и она вся вдруг засияла переливами жизнетворного света. И я понял главное: эта книга в родстве со светом.