Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2025 г.
  4. № 36 (7000) (10.09.2025)
Литература Литературный резерв

В романе нет случайных чисел

О книге с двадцатилетней выдержкой

11 сентября 2025
Александр Закуренко / Фото: Леонид Барас

Беседу вела

Мария Низова


Летом 2024 года роман Александра Закуренко «Доброжелатель» вышел в московском издательстве «Русский Гулливер». Его высоко оценили критики, назвав текст и отчётом перед Богом, и полифонической поэмой, предполагающей многократные возращения. О религии в сюжете, связи чисел в нём и актуальности произведения мы побеседовали с автором.


– Александр, вы писали роман 20 лет. Это ваша первая настолько крупная работа? За время его создания менялась ли концепция, отношение к героям через изменение своего мироощущения? Или оно осталось тем же, что вначале?

– Это второй роман. Сейчас пишу третий. Первый роман я начал сочинять в 21 год. Он назывался «4 и 9». Но не завершил, потому что вдруг почувствовал себя старше и мудрее своих героев. «Доброжелателя» я писал с большими перерывами с 1994 г. Потом годами не писал. Потом писал и снова замолкал. И, как ни странно, герои не отставали от меня, я не чувствовал разрыва с ними. Концепция менялась – она расширялась. Если вначале я думал исследовать проблему только предательства, то в последней версии романа писал уже и о судьбе страны, народа, и о потере и обретении веры, и об измене и о верности вообще, в мировом контексте.

– Писали ли вы малую прозу? Хотелось когда-то отказаться от идеи издать роман?

– У меня напечатан ряд рассказов: «Вечер с одалиской», «Иринола», «Запах нафталина», «Звездочётец и нимфа», «Трупы» и др. А написаны четыре (неопубликованные) книги рассказов: «Белый снегирь», «Прощание с Колхидой», «Анекдоты и всматривания» (та самая малая проза), «Флешка».

Что касается издания романа, то, скорее, идеи его издавать не было, я не очень верил, что его возьмёт какое-либо издательство. Нынче сложное, многоуровневое, неоднозначное произведение – это «неформат», по словам редакторов и издателей. Как и серьёзный разговор с читателем без постмодернистских и журналистских заигрываний. Но неожиданно на мой юбилей – 60-летие – друзья и почитатели моих текстов, прозы и поэзии, решили собрать деньги и подарить мне возможность выпустить книгу стихов. Я решил на эту собранную ими сумму издать роман – слишком много сил я вложил в него.

Так что выход романа – это возвращение долга любви, это обязанность перед теми, кто присылал мне средства на издание книги.

– «Доброжелатель» состоит из семи книг. Есть ли в этой семёрке скрытый смысл или она случайна?

– В романе нет случайных чисел. Все продуманно. Вплоть до дней путешествия Петра. И связано, кроме светских дат, ещё и с церковными праздниками. И количество книг, и глав, и дни действий – находятся в определённом цифровом взаимоотношении с сюжетом и смыслом романа.

– В тексте часто встречаются христианские термины: архангелы, литургия; имя самого Христа... Какое место в сюжете занимает Бог?

– Бог занимает центральное место в мировом сюжете, так что было бы странно, если бы в моём романе Он занял другое место. Но одно дело – моё отношение к Богу, а другое – отношение моих героев. В жизни каждого из них у Бога своё место. Или нет места совсем, ведь не все мои персонажи – верующие.

Бог дал нам свободу верить и не верить. И я тут всего лишь подражаю Ему – давая моим героям свободу верить или проклинать, искать Бога или терять.

– Кажется, что на фоне любовного квадрата всё остальное декорации. Или нет?

– Думаю, что на фоне крушения страны, эмиграции, возвращения, предательства и любви, творчества и плагиата, воспоминаний о трагическом прошлом Отечества, – квадрат становится лишь одной из многих геометрических фигур. Скажем, Гамлет возвращается в Эльсинор и отказывается мстить за отца – чем не новый вариант шекспировской трагедии?

То ли Гамлет стал гуманистом, то ли христианином. А квадрат: Гамлет – мать – отец – Бог.

– Как вы думаете, роман вышел вовремя? То есть готова ли аудитория именно сейчас осмыслить диалоги оттуда, язык общения персонажей, исторические события, описанные вами?

– Скорее, я боюсь, что роман вышел вовремя. Я надеялся, что пишу о прошлом, увы, оказалось – о настоящем. Но как отнесутся к роману читатели – мне сказать сложно. Роман читало человек 100–200. Это капля. Да и тираж – 207 экземпляров. Так что надеяться на массовый отклик нелепо.

Было бы лучше, если бы я мог сказать о том, что роман опередил время или опоздал, и стал всего лишь историей о прошлой трагедии и настоящем возмездии.

– Гошины заметки в тетради («Ходил-бродил молодой сочинитель с пятью пядями во лбу – мечтал сочинять великий космос», «УЖЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВЕЛИКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ никогда никогда никогда потому что писать не для кого и некому …»…) – о Вас?

– Нет, хотя я бы подписался под некоторыми его мыслями и эмоциями. Но стоит отметить, что мысли моих героев могут не совпадать с моими или даже вступать с ними в конфликт.

– Почему в тексте появляются строки из Достоевского?

– Ну, там ещё и Пушкин, и Моцарт, и Сальери, и Баратынский, и Платон, и много других прямо или косвенно упомянутых важных авторов. А письма к Достоевскому (или его собственные) – о том, может ли обычный человек вырваться из своей обычности и стать субъектом истории. Волевым участником изменений. Это одна из тем Достоевского – человек и границы его свободы. Кроме того, Достоевский много думал о будущем России и предсказал и бесов, и кровь, и разгул тёмных стихий в скором будущем его родины. События 1917 го, потом 1991 го, а потом 1993 го показали, что Достоевский во многом был прав, считая в его времена грядущую русскую революцию результатом хтонических сил, духовной болезни (кстати, я разбирался в её феномене в диссертации «Русская революция в поэтике акмеизма»). Достоевский продумывал причины русской смуты. Он смотрел как бы снизу истории вверх – в гору. Мои герои смотрят с вершины этой горы вниз, и их взгляды могут встретиться. Взгляд пророка и взгляды жертв и палачей.

– Элегия ближе к финалу – вашего авторства?

– Мне не хотелось бы раскрывать интригу. По сюжету романа – у «Сальери и Моцарта», элегии, писем Достоевского, отзывов на элегию критиков есть авторы. А вот кто именно – Гоша, Баратынский, Закуренко – пусть понимается читателем исходя из логики романа. Это осознанная часть фабулы, важный элемент общего смысла. Я не люблю объяснять свои произведения, так что пусть загадка авторства остаётся. Загадка в квадрате, причём не любовном. Рад, что вы засомневались.

Может, если роман дойдёт до разумных критиков, появятся ответы на этот и другие вопросы к тексту.

– Судя по концовке, ощущается, что счастье и лёгкость можно обрести только соединясь с эфиром или став им самим?

–Думаю, что достаточно стать танцующим темнокожим на берегу Гудзона и эфир сам найдёт вас…

А вообще счастье и лёгкость – это результат умения прощать и просить прощения, осознавать вину и ответственность, а радость возникает от того, что в каждом фрагменте бытия можно остановиться, подумать – «зачем я живу так нелепо и грустно?» — и запеть песню Авраама.

Обсудить в группе Telegram

Мария Низова

Родилась в 2004 году в городе Иваново. Студентк... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История спасения и побед

    11.09.2025
  • Одиночество нового Чичикова

    11.09.2025
  • Единственное небо на земле

    11.09.2025
  • Грабли

    10.09.2025
  • Храм оставленный – всё храм

    10.09.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS