Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 мая 2023 г.
Литература Библиосфера

В себе огонь несём…

Из шумного города стихи тихо переместят в природное царство покоя

03 мая 2023

Любовь обезоруживает, врачует душевные раны, сближает человека с природой. Особенно – любовь тихая. Именно таким ощущением проникнута новая книга петербургской поэтессы Натальи Апрельской «Счастья тихие шаги».

Марина Цветаева как-то заметила: чтобы критиковать вещь, сначала надо её полюбить. Не могу не согласиться, ведь полюбить – значит понять, а понять – значит принять. Если вещь тобой не завладела, значит, ты не сможешь написать о ней объективно. Написать объективно – значит выносить в себе, выстрадать чувство. При всём проникновении в стихи необходимо отдалиться от них на максимальное расстояние, исключить личное, предвзятое отношение к автору, рассматривать его как человека, с которым ты незнаком.

На мой взгляд, стихи Апрельской из разряда тех, что вызывают симпатию у читателей и почти не вызывают споров у критиков, к которым я отношу и писательскую, т.е. поэтическую, братию. Но это не значит, что они просты и неглубоки и понять их может каждый. За кажущейся простотой, как правило, всегда скрывается напряжённый труд, кропотливая работа над словом, поиск редких и неожиданных тем и сюжетов. Всё это присуще стихам Апрельской, не стала исключением и её новая книга. Крайне сложно поэтизировать быт, иными словами – придать бытописанию характер бытийный, однако автору удаётся это сделать, причём изящно и иронично, что вообще свойственно поэтике Н. Апрельской:

Жизнь квартирная перекошена

Без рачительного напутствия…

Вот такая я нехорошая –

Дом лишён моего присутствия.


Итак, любовь – лейтмотив книги. Похоже, это чувство разделило жизнь лирической героини на до и после встречи с возлюбленным. Раньше она «жила, не отрываясь от земли», теперь она «спокойно оставила прошлое» и шагнула в иную жизнь, где её герой говорит с ней на природном языке цветов, дождей, закатов и рассветов. Так исподволь, незаметно для неё самой, героиня, увлечённая чувством, из шумного столичного города перемещается в природное царство покоя, где уже никто не помешает слышать «счастья тихие шаги».

Сколько молодого задора, солнечной энергии и неподдельной радости можно почувствовать, увидеть и услышать в стихах, посвящённых многочисленным поездкам, походам и велосипедным прогулкам! Названия говорят сами за себя: «Байдарочный поход – лишь эпизод…», «Я в этом шалаше не строю рай…», «Костёр. Триптих», «Реки нашей области», «Остров на Ладоге», «У реки Луги», «Прогулки на велосипеде». Героиня под обаянием природы испытывает к ней такие же чувства, как к любимому человеку. Очень выразительно и убедительно точно описана стихия огня, его «агония». Кажется, сам стих воспламеняется и горит:

Ещё костёр живой:

Искристая возня

Идёт сама собой,

Мерцание храня.

Пока хватает сил,

Ещё не гаснет пыл –

Агония огня.

….

Конец зимы.

Охвачена огнём

Чуть влажная охапка дровяная…

И даже мы

В себе огонь несём,

Друг друга то и дело разжигая.


Разжечь душевный огонь и, главное, поддерживать его помогает природа, потому что:


Лес вытесняет жизни суету.

Костром испепеляется привычное.

И плавится на солнечном свету

Пустое, маловажное, столичное.


Последняя строчка содержит совершенно неожиданный вывод: столичная жизнь становится синонимом жизни «пустой», «маловажной». Героиня «проговаривается», и это не случайно, ведь именно лес помогает ей почувствовать: «Я здесь своя, поскольку ты со мной».

Обращает на себя внимание музыкальность многих стихов, а в сочетании со звукописью у читателя создаётся впечатление собственного присутствия, например, при любовном свидании:

Тёмной музыкой вливаясь

В сонной комнаты объём,

Ночь привносит свежесть мая

В дуновении своём.


Даже непоэтическое слово «объём» не раздражает тонкий читательский слух и не мешает уловить в стихотворении гармонию ночной майской тишины и свежести. Вообще, в стихах Натальи Апрельской почти ничто не раздражает, не отвлекает читателя и не мешает ему погружаться в текст. Нет на пути восприятия ни «ям», ни «колдобин», ни тем более «брёвен поперёк». Художественные средства целесообразны и подчинены развитию мысли, и в результате из мозаики образов и впечатлений складывается конкретная картина. Всё предельно точно, просто, лаконично и ясно. Чтение не утомляет, потому что в стихах видно, как со сменой ландшафта, пейзажа, интерьера меняется и настроение, и тональность, и мелодика, и ритм. Вот некоторые примеры:

Заснеженность

Бескрайняя, безбрежная,

Неезженность,

Нехоженность безгрешная.

Целинные

Снега дорожек парковых,

Картинными

Повисли ветви арками.

…………..

Плещут волны, лижут камень,

Бьются в берег крепостной.

Шпиль блестит под облаками,

К небу тянется струной.

У моста болтают утки

На «крякливом» языке.

Катеров безлюдных будки

Проплывают по реке.

…………

Живой букет

В прозрачном хрустале

Теплом согрет

В квартире на столе.

Свежи цветы,

Хотя и терпят плен.

Их красоты

Пока не тронул тлен.


Не исключено, что некоторые любители современной поэзии могут упрекнуть автора именно в такой правильности и прозрачности стихов. Вот их возможные аргументы: точная рифма, в отличие от ассонансной, обычно предсказуема, она не способна удивить неожиданным поворотом в развитии мысли; простота и незатейливость сюжета не «опрокинет» сознание искушённого читателя, не «положит на лопатки» отъявленного эстета, увлечённого поисками «иных дорог, иных миров». Подобная точка зрения имеет право быть. Ведь стихи – дело вкуса. Кому-то нравится импровизационный стиль, и авторский «поток сознания» вызывает у него восторг. Кто-то любит верлибр, кто-то белый стих. И пусть себе любит, никто ему в этом не мешает. Каждый читатель находит своего автора. Того, чьи строки вызывают душевный резонанс, рисуют картину мира, совпадающую с его личной картиной. Вот только следует разделять понятия «оценка» и «отношение». Оценка – это «хорошо» или «плохо». А отношение – «нравится» и «не нравится». Существуют каноны стихосложения. Отступление от этих канонов в разное время поощряется или критикуется. Поэзия Апрельской сохраняет традиции русского стиха. Однако в ней есть то, что Евгений Баратынский назвал «лица необщим выраженьем». Я смею предположить, что поэт подразумевал под этим прежде всего способность автора в стихах отразить судьбу. Есть судьба – есть поэт. Нет судьбы – поэт не состоялся.

«Счастья тихие шаги» – это шаги по дороге жизни рука об руку с тем, кого судьба в определённое время назначила героине в спутники. И время это драгоценно тем, что каждая минута, каждый час и день значителен, потому что это время любви. А там, где любовь, – там добро и свет.

Некоторые стихи Наташи меня удивили и открыли нечто новое. «Тучи», «Книги», «Букет», «Я уезжаю в парки дальние…», «Я вбираю тебя дыханием», «Я посещаю дум твоих пещеры» и некоторые другие… Но особенно меня поразила «Кошка». Не могу не привести полностью текст стихотворения.

У кошки – лицо измождённой женщины –

Узкое, аскетичное.

Черты в нём условны, в разы уменьшены,

Но отражают типичное.

Кто приютил бы приблудную серую

Жительницу дворовую?

Смотрит в глаза. Может, будете первыми?

Скрасьте судьбу суровую!

Только надежда её преждевременна –

Вот оно – зло вселенское:

Кошка некстати совсем беременна…

Женское, всё в ней женское!

В этом стихотворении, на мой взгляд, необычно всё: и тема, и сюжет – драматический, близкий к новелле, и рифмовка, и, безусловно, сама героиня-кошка. Очень смелое сравнение, даже теряешься и не можешь понять, к кому же автор более комплиментарен: к женщине или к кошке? Но, в конце концов, важно то, что животное приравнено к человеку именно в то время, когда оно несёт в себе великую тайну зарождения новой жизни.

Эти стихи и подобные им и есть настоящая Поэзия.

 Татьяна Титова

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS