Ирина Ютяева.
Возвращение в Трансвааль. –
М.: ИПО
«У Никитских ворот»,
2018. – 112 с.
Даже сегодня, в век развитого туризма, Африка остается экзотикой, далёкой и удивительной страной и просто символом мечты о путешествиях и приключениях. Тем интересней читать о ней.
«Возвращение в Трансвааль» – это путевой очерк молодого африканиста, посвящённый двум поездкам в ЮАР. Гостевой дом, шкаф со старыми медицинскими книгами, копошащиеся в плюще мыши, «пронзительная белая луна», холод африканской ночи, почему-то пахнущий «московской осенью», – в таких декорациях начинается история о втором визите в Африку. Заново пропуская через себя эту атмосферу, автор щедро делится ею с читателем: «В постмодернистской книжке говорилось про какую-то великую и бурлящую Вселенную – но всё это была чепуха, настоящая Вселенная была здесь, надо мной, она задумчиво смотрела мне в лицо из-за сухих ветвей. Она как будто понимала, что я тут совсем одна, и как-то по-доброму склонялась надо мной – невероятно притягательная, таящая море неразрешимых вопросов, и всё же непостижимо рациональная и совершенная…»
Но ощущения от единения со Вселенной, от соприкосновения с древней и таинственной землёй – только одна сторона медали. Вторая – люди и их непростая история: режим апартеида и его последствия, которые до сих пор ощутимы в ЮАР. Уже с первых страниц мы понимаем, что это страна ярких контрастов, где богатство соседствует с крайней нищетой, а европейская архитектура – с африканской природой: «Причудливое сочетание буйной южной растительности и колониальной архитектуры уже само по себе делает город необычайно живописным, а вечно синее небо и яркое солнце и подавно превращают его в настоящий рай… Если бы не вечный забор, колючая проволока и провода, отделяющие зажиточных граждан от уличных бродяг, весь день валяющихся в пыли и по утрам поджигающих мусор на тротуарах, чтобы согреться». Сцены из повседневной жизни города перемежаются с краткими историческими экскурсами и портретными зарисовками: дети, репетирующие утренник, уличный музыкант – один из первых хиппи, появившихся в Южной Африке, удивленные библиотекари, за неимением читателей практически разучившиеся выполнять свою работу… Всё это – Южная Африка, такая далёкая от нас – и географически, и ментально. И потому такая притягательная, что в неё всё время хочется возвращаться.
Валерия Галкина