Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2014 г.
Библиосфера

В своих санях

24 декабря 2014

Вячеслав Малежик. Снег идёт сто лет... – М.: ЗАО «СВР-Медиапроекты», 2013. – 320 с. – 1000 экз.

Это уже третья по счёту книга популярного российского певца Вячеслава Малежика. Отдадим дань смелости автора – он снова издал под одной обложкой прозу и стихи, рискуя навлечь на себя гнев критиков. Одно дело – когда артист пишет что-то автобиографическое; к такому все давно привыкли и воспринимают «звёздный нонфикшн» как нечто само собой разумеющееся. Другое дело – когда исполнитель эстрадных песен пробует себя в качестве прозаика или поэта. Тут к нему предъявляются самые высокие требования. И те мелкие просчёты, которые простят признанному писателю, списав их на «авторский стиль», не останутся незамеченными в случае с певцом – уж его-то обязательно обвинят в дилетантизме, в том, что сел не в свои сани. Малежик, однако, сидит в них достаточно уверенно, и это позволяет говорить о том, что сани всё-таки принадлежат ему. Пусть они и не такие роскошные, как у графа Льва Толстого, но вполне приличные.

Любопытно не то, что певец Малежик пишет книги, а то, что он умеет писать. Это редкость среди представителей эстрады, за которых обычно пишут нанятые «литературные негры». Если же по причинам скаредности или самонадеянности звезда отказывается от услуг компетентных авторов со стороны, то получается совсем печально, как у Макаревича, книги которого можно читать только по приговору суда. А вот книга Малежика действительно хороша. Правильный русский язык, тонкая ирония, простоватые с виду, но забавные рассказы, тихая лирика. Что ещё нужно читателю, чтобы отдохнуть от тяжёлых новостей и политических баталий, которыми перекормили нас СМИ? Иной раз хочется обычных человеческих историй, в меру грустных, в меру озорных. Писатели в погоне за премиями и скандальной славой часто забывают о запросах среднестатистического россиянина, стремясь закрутить сюжетец побрутальнее. А людям этого порой совершенно не нужно. Потому, наверное, таким спросом пользуются рассказы Шукшина о тихих провинциальных чудаках, в то же самое время раскрученные и обласканные литературной тусовкой авторы популярны лишь в узком кругу «продвинутых».

В книге Малежика около 20 рассказов, а также два с небольшим десятка стихотворений, некоторые из которых являются песнями. Сюжеты прозаических произведений в большинстве своём незамысловаты – это обычные житейские истории, но тем они и интересны. Малежик рассказывает забавные случаи из своей жизни, но так, что личность самого автора как бы отходит на второй план. На его месте мог бы оказаться любой другой человек. Повествование от первого лица здесь только литературный приём, вот почему это не нонфикшн, а художественная проза в её классическом понимании. Разумеется, нет смысла пересказывать сюжеты, хотя... Вот рассказ «Кое-что о покрое брюк», в котором автор рисует портрет горе-героя-любовника, своего давнего друга, не угомонившегося и в пенсионном возрасте. В «Ведьме» речь о моде на экстрасенсорику и колдовство, о том, при каких обстоятельствах Малежику доводилось общаться с «народными целителями» и что они собой представляют. А название «Диалог, который вполне мог произойти в нашей квартире после очередной моей попытки выйти во Всемирную сеть», говорит само за себя. Впрочем, нет, не говорит. Автор на самом деле дискутирует не с женой, а с компьютером, требующим от него забытого пароля для входа в интернет.

Что касается стихов, то они выполнены в том самом «фирменном стиле Малежика», к которому мы привыкли за долгие годы. Это очень близко к романсу, но и влияние авторской песни здесь можно проследить, и – это видно по текстам – классической русской поэзии:

И пускай огрызались метели,

И в трубе бился узником ветер.

Мы друг другу на ушко пели,

Что тебя нет прекрасней на свете.

Как и в прозе, в поэзии Малежику чужды резкие движения. Он просто пишет стихи. И это у него получается:

Русский двор, где русская душа

навсегда сумеет отогреться.

До чего ж закуска хороша...

И, как в детстве, радуется сердце.

Иван СЕРЕДИН

Тэги: Вячеслав Малежик
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS