Многие каналы нашего ТВ живут жизнью сонных мух, на РБК не так. Тут даже рекламные блоки летят вскачь, проносясь почти незаметно для глаза и уха. И тебя, хоть ты и не бизнесмен, не имеешь крупного счёта в банке, собственного ларька или акций «Уралкалия», невольно привлекает этот динамизм. Всё время что-то растёт и что-то падает. Котировки акций ведущих компаний и цены на нефть, платину и золото, постоянно меняясь, бегут белой лентой по экрану. Поток информации, который обрушивает на зрителя канал, огромен. Одни аналитики сменяют других. Кто рационально и взвешенно, а кто эмоционально комментирует ситуацию с торговлей металлами, обсуждает очередную статистику, опубликованную ФРС, в течение двух минут в почти твиттерном, сжатом стиле выстраивая не то что дальнейший прогноз развития событий, но целую концепцию дальнейшего развития рынка. Конечно, прогнозы и теории, опровергаемые реальной жизнью экономики, рушатся с завидной регулярностью, но аналитики не перестают рисовать новые и новые сценарии развития мировой и российской экономики.
Бурный поток информации влечёт за собой, несмотря на приходящее с течением времени сознание его пустоты, поверхностность переживаний брокеров и специалистов по рынкам. Именно темп, стремительность изменений, удерживают у телевизора, даже тогда, когда понимаешь, что кроме него, ничего прочного и надёжного в этом мире цифр и статистики нет.
Впрочем, бешеный темп, увлечение информационной составляющей – изрядная помеха аналитическим передачам канала, интервью, разного рода обсуждениям с гостями студии. Разговор в аналитических программах РБК постоянно идёт в режиме цейтнота, поскольку каждые полчаса прерывается новостийными блоками. Конечно, это заставляет всех участников быть краткими и точными. Но даже этот лаконизм не умещается в прокрустово ложе 15 или даже 40 минут разговора. Страдают практически все передачи: «Рынки», «Тренд», «Обозреватель» и даже ставшие привычными на всех каналах еженедельные обзоры событий за неделю. Интересный и содержательный разговор почти всегда остаётся незавершённым. Но и эта недоговорённость смотрится много лучше многочасовых переливаний из пустого в порожнее, которые зритель привык наблюдать на других каналах. В отличие от них, нацеленных на широкий круг зрителей, безразличных к тонкостям обсуждаемой проблематики, а зачастую и вовсе не готовых к серьёзному обстоятельному разговору, РБК рассчитан на подготовленную сведущую аудиторию. Социально-экономическая тематика требует конкретики, точности, информативности, и практически все программы канала этому соответствуют.
РБК – безусловно, канал рыночной идеологии, но эта идеология говорит языком цифр и аргументов от реальной ситуации в экономике, поэтому оголтелый бездумный либерализм здесь не такой частый гость. Стремление быть профессиональными в суждениях о политике и экономике создаёт некий баланс между штампами рыночного мышления и сознанием экономических и политических реалий.
Профессиональный перекос канала даёт о себе знать только тогда, когда речь заходит о темах, касающихся бытовой, культурной и духовной жизни делового человека. Здесь РБК поддаётся общей тенденции и, подобно другим каналам, начинает балансировать на грани пошлости. Бульварные новости с голливудского звёздного бульвара, нехитрые радости туристической жизни (что поесть, на что посмотреть) в разделе «туризм», безвкусный, но помпезный и дорогой быт бизнес-класса в передачах об интерьере и покупках. Впрочем, в них снижение профессионального накала легко объяснимо. Деловой человек – это всё-таки человек, и, как любой человек, он имеет право на свои причуды, слабости, желания и пристрастия – и канал идёт ему в этом навстречу.
Совершенно иная история – с единственной духовно-просветительской программой РБК-ТВ «Высшие ценности», которую ведёт сестра главного акционера канала Ирина Прохорова. В «Высших ценностях» стремление держаться информативности и объективности отступает на второй план. Зрителю предлагают просто лобовое столкновение с либеральной идеологией. Прямота этого идеологического посыла ставит программу Прохоровой в положение чёрной овцы в стаде. Она выглядит как нечто инородное. Её программа – наиболее тенденциозна, отличается наименьшей взвешенностью и рассудительностью. Прохорова не чурается ярлыков и необоснованных утверждений, которые обычно идут у неё в ход, как только речь заходит о теме особого пути России или о советском периоде. «Россия обычно занимается подменой модернизационных процессов риторикой о собственной особости», «критика европейских ценностей велась в 90-х маргиналами», «традиционные ценности у нас представляют жёсткую кондовую систему отношений». Такого рода суждения, звучащие из уст Прохоровой, что-то вроде НЛП, закрепляющего у зрителей бизнес-канала мифологический образ косной «немытой» России, которую кучка маргиналов и сумасшедших постоянно тянет в сторону от столбовой дороги либеральных западных ценностей.
Среди моря полезной, преходящей или ненужной информации программа Прохоровой являет собой минимум информативности. В ней, в отличие от «Обозревателя» или «Темы дня», даётся воля не столько мнению профессионала и эксперта, сколько мнению того, кто возвёл себя в ранг таковых. Это свойственно как приглашённым гостям, так и самой ведущей, отдельные спичи которой не уступают по своему идеологическому накалу и напору самым одиозным образцам телепропаганды. Суждения Прохоровой нередко безапелляционны и обоснований не требуют («В России – цензура», «Межрегиональная депутатская группа – ум, честь и совесть позднеперестроечной эпохи», «Эмоциональный Галич подорвал своим творчеством тоталитарную мощь СССР», «Мы возвращаемся к советскому тоталитаризму»). Вообще программа воспринимается как своеобразный антипод «Вестям недели» Дмитрия Киселёва, но в этом «анти-» и заключена взаимосвязь. Как ни ругает либеральная интеллигенция государственные СМИ, сама она не менее склонна к пропагандистскому тренду, только делает это, игнорируя факт собственной пристрастности и тенденциозности.
В заключение следует сказать и о внешнем виде канала. В глаза бросается просторная студия, которая выглядит намного привлекательнее тесных углов и комнатушек, как, например, у конкурирующих каналов. А широкие панорамы издали и сверху создают ощущение простора и объёма.
РБК существует уже несколько лет. Менялось руководство, менялся интерьер, были попытки популяризировать и модернизировать канал, пригласить в качестве ведущих известных и даже скандальных личностей. Но они в конечном счёте отступили перед деловой тематикой и стремлением придерживаться высокой планки профессионализма. Михаилу Прохорову, фактическому владельцу канала, пока не удалось превратить его в телевизионный «Ё-мобиль».