Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июля 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

В тени «железного» графа

Николаевская дорога превратила Константина Фишера в сатирика

19 июля 2023
Константин Иванович Фишер

Сто пятнадцать лет назад в журнале «Исторический вестник» с продолжениями публиковались «Записки сенатора Фишера» – воспоминания, без которых невозможно представить историю российских железных дорог. Да и не только железных дорог. Внимательный остроумный автор набросал внушительную галерею русского чиновничества, хорошо изученного за несколько десятилетий «трудов праведных».

К тому времени Константина Ивановича Фишера давно не было в живых. Впрочем, писал он свои мемуары не для славы, не для печати, а именно для потомков. Поэтому был честен, субъективен, не стеснялся нелицеприятных оценок. Поражает чувство едкой иронии, которое не покидало его при работе над воспоминаниями…

Потомок вюртембергских дворян, он родился в не самой состоятельной и влиятельной семье, и как следствие – сам пробивался к «верхам». Окончив Санкт-Петербургскую гимназию, начал трудиться в министерстве финансов – в канцелярии. Скучная, скверно оплачиваемая служба. Себя Фишер обрёл только через пять лет, когда перешёл в канцелярию начальника морского штаба и стал заниматься тем, что мы сегодня называем логистикой, а также экономикой. В новой ипостаси проявил он себя отлично, и совсем неудивительно, что в 1840 году Фишера привлекли к главному проекту империи – строительству железной дороги между Петербургом и Москвой. Фактически он стал вторым человеком после «железного» графа Петра Клейнмихеля в этом грандиозном начинании. Руководителя своего Константин Иванович совсем не идеализировал, но они сработались на долгих семь лет. Граф Клейнмихель по большому счёту шагу не мог сделать без деятельного, добросовестного и не любившего выходить на первый план Фишера.

35-летний чиновник стал настоящей «рабочей лошадкой» проекта, возглавив департамент железных дорог. Фишеру приходилось сражаться с крайним бюрократизмом Клейнмихеля, обожавшего создавать множество комиссий и инстанций для каждого небольшого направления работы. Это противоречило стилю Фишера, который умел подбирать профессионалов, старался опираться на них, доверять. А для разраставшегося аппарата Клейнмихеля вечно не хватало дельных чиновников. Даже много лет спустя Константин Иванович с великой досадой вспоминал, как граф «комиссию проектов и смет, весьма рациональное учреждение, где инженеры-ветераны рассматривали техническую сторону дела, преобразовал в департамент с начальниками отделения, столоначальниками и помощниками, офицерами полудетского возраста, не умевшими отличить елового бревна от соснового. Вместо того чтобы разделить дела по местностям, учредил департаменты: искусственный, хозяйственный, счётный, – а как всякая будка требовала проекта, написания контракта, заключения подряда и расчётов, то дело о постройке каждой будки заводилось во всех трёх или четырёх департаментах». При этом Фишер признавал и сильные качества Клейнмихеля. По сравнению с другими чиновниками тот хотя бы славился надёжностью, его слову можно было верить.

Однажды граф позволил себе некорректно повести себя с Фишером: повысил тон, появился перед председателем департамента в одной рубахе. Константин Иванович так взглянул на него, что могущественный главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий принёс извинения, оправдывая своё поведение крайним переутомлением. И несколько часов вместе с женой поил Фишера чаем. Клейнмихель никогда больше не позволял себе обращаться с Фишером как со слугой. Он увидел в нём достоинство дворянина и государственного человека, высоко оценил и запомнил это.

Департамент железных дорог, в котором Фишер директорствовал, стал настоящим штабом строительства. Туда стекались новаторские идеи, предложения о контрактах, о новых инженерных решениях. Энергия руководителя передавалась его сотрудникам, которых Константин Иванович подбирал тщательно. Кстати, кроме основной трассы, которая в итоге связала две столицы, он разрабатывал проект железной дороги из Петербурга в Нарву. Не всё удавалось реализовать: слишком много приближенных к престолу руководителей было в то время у железных дорог, и с каждым приходилось считаться. К тому же император Николай I не жалел для этого проекта казённых денег – и к большому делу, как это нередко случается, прилипали большие мошенники. Фишеру стоило немалых трудов, чтобы отсекать их от департамента.

В самые трудные месяцы строительства магистрали Москва – Санкт-Петербург Фишер замыкал на себе колоссальный бумагооборот, постоянно ездил по объектам, знал каждого инженера не только по фамилии, но и по деловым качествам. И начальство жаловало Константина Ивановича, не запаздывало с наградами. Казалось бы, ему всю жизнь следовало работать в сфере железных дорог, но…


Строительство Николаевской железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом

По мнению Фишера, уже в 1840-е годы «начинали навевать с Запада и проникать в Россию болезненные доктрины новейшей либеральной школы, учение своеобразного деспотизма, отрицающего историю и боготворящего деньги, кидающего грязь на памятники и преклоняющегося перед миллионерами. Предание, патриотизм, чувство чести, любовь славы, все силы, возбуждающие духовную природу человека, под влиянием которых государственные люди жертвуют достоянием и жизнью отечеству, уступили место любостяжанию». В такой атмосфере ему стало работать невыносимо. Фишер органически не переносил взяточничества, стяжательства на государственной службе. Он попросился в отставку. Клейнмихель принял её нехотя, долго уговаривал Константина Ивановича остаться, но тщетно. Главное дело жизни было завершено: Николаевская дорога между двумя столицами заработала.

«В продолжение восьми лет я не имел ни минуты времени оглянуться на самого себя: особые поручения начальника морского штаба, управление канцелярией свода морских постановлений, дела по управлению финляндского генерал-губернатора, департамент железных дорог, комитеты, где я был правителем дел, другие, где я был членом, и в особенности система и вся личность графа Клейнмихеля так завладели моим временем, моими мыслями и заботами, что я скорее похож был на бедного рыбака, борющегося с стихией в плохой лодочке, чем на живущего человека», – писал Фишер в своих мемуарах. Впоследствии он ещё не раз участвовал в железнодорожных предприятиях, но уже как советник, консультант, участник комиссий, а не крупный управленец. Он достиг высокого чина, стал действительным тайным советником, кавалером многих орденов, сенатором. Константин Иванович ушёл из жизни в 1868 году, не увидев гибели императора Александра II. Зато он успел убедиться, что стоял у истоков важнейшего для России дела. К концу 1860-х без рельсовых магистралей уже нельзя было представить ни быт русского горожанина, ни экономику страны.

А записки Константина Фишера переиздают и в наше время. Ведь они интересуют не только историков.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Священная память войны

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Навечно в списках…

    23.04.2025
  • Монументы Героям

    16.04.2025
  • За себя и за того парня

    09.04.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS