Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Уходит поколение фронтовиков – славное, достойное, любимое. Но сохранить память о них не только наш долг – это потребность души.
Сегодня мы хотели бы рассказать об уникальном человеке, который героически проявил себя. Сначала на войне, а потом – в железнодорожной отрасли. О таких, как он, написал Сергей Михалков стихи, ставшие известной песней:
В трудах, в боях проверенный
На много лет вперёд,
Глядит и смело, и уверенно
Большой и дружный наш народ!
Потомственный железнодорожник Пётр Коростелёв появился на свет в городе Белёве Тульской области в 1921 году. Обратите внимание на год рождения – один из ключевых для фронтовиков Великой Отечественной. Семья была шумная, многодетная. Отец работал машинистом, дети рано начинали трудиться в белёвском депо. Пётр не стал исключением. А по праздникам семейство Коростелёвых… играло в духовом оркестре – в местном парке культуры!
В 1940 году Коростелёв стал помощником машиниста. Уже поездил не только по родной области, видел себя только на железной дороге, о другой работе даже не мечтал. Но уже весной его призвали в армию – июнь 1941 года красноармеец Коростелёв встретил в Киеве в рядах войск НКВД. Охранял важнейшие объекты. В сентябре особый батальон, в котором он служил, минируя те самые секретные объекты, попал в окружение. Выйти к своим из него сумели единицы. Среди них – Пётр Иванович Коростелёв, за несколько дней повзрослевший на несколько лет.
В июле 1942-го его назначили командиром отделения разведчиков 569-го стрелкового полка, действовавшего на Воронежском фронте. Коростелёв участвовал в десятках боёв, в том числе – на Курской дуге. А потом пришло время освобождения Советской Украины.
«Форсирование Днепра» – два слова, которые мы знаем ещё со школы, из учебников истории. Это была одна из самых опасных операций Великой Отечественной. Для бойцов Красной армии тогда каждый день был как подвиг. Вспомните роман Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» – он именно об этом. От преодоления широкой речной преграды во многом зависела судьба войны. Не случайно после форсирования нашими войсками Днепра гитлеровцам не удалась ни одна крупная наступательная операция. После этого они только отступали – до Берлина, подчас предпринимая контрудары, которые продвижения Красной армии никак не останавливали. В решающие дни войны Пётр Коростелёв оказался именно на Днепре.

23 сентября 1943 года он в числе первых, на понтоне, форсировал реку у села Зарубницы. Под командованием Коростелёва бойцы захватили плацдарм на западном берегу Днепра. Уничтожили несколько огневых точек. Несколько раз он вёл своих бойцов в штыковые атаки. Лично уничтожил не один десяток гитлеровцев и взял в плен офицера. Был отчаянный авангардный бой, позволивший другим подразделениям его части форсировать Днепр не под сплошным огнём врага… Только Коростелёва после того сражения пришлось переправлять в госпиталь – без сознания. Ранение и сильная контузия – вот какую цену заплатил он за плацдарм.
В октябре сержанту Коростелёву за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и знака «Золотая Звезда».
После долгого лечения Петра Ивановича, носившего погоны старшины, направили в Москву – учиться. Сначала – в школе радиоспециалистов бронетанковых войск, затем – в престижном Институте иностранных языков. Но он штудировал учебники нехотя. Душа стремилась вернуться на железную дорогу. В итоге, отказавшись от всех предложений, он окончил двухгодичные курсы инженеров транспорта при МИИТе. И вернулся в родную область, в родную отрасль. С 1947 года Пётр Иванович трудился механиком-бригадиром поезда (так тогда называли начальников поезда). Поработал на московском Павелецком вокзале, в родной Туле и в конце концов нашел себя на самом длинном маршруте Советского Союза.
Более 30 лет Коростелёв руководил поездной бригадой скорого поезда № 02/01 Москва – Владивосток, который в 1966 году получил название «Россия». Руководить таким коллективом не только почётно, но и трудно: это огромный, сложно устроенный организм. Пётр Иванович никому не показывал, что и ему подчас нездоровится, что и он подвержен усталости. Как гордились все его сотрудники, что их начальник – Герой Советского Союза. С уважением узнавали об этом и пассажиры. Коростелёв стал на маршруте, без преувеличений, легендарной фигурой. Он крепко любил свою работу, в которой каждый день – новые впечатления и вся Россия как на ладони. Для него – фронтовика – было важно, что это мирный труд. Что он воочию видит, как «широка страна моя родная», которую защитила Красная армия. Война ему снилась. Часто рассказывать о ней он, как и большинство фронтовиков, не любил. Все видели его подтянутым, элегантным руководителем фирменного поезда, знавшим своё дело до мелочей. Каждый 15 дневный рейс для него был событием, поводом показать людям, что такое комфорт и надёжность. Возможностью показать своим пассажирам Россию, её Великий Сибирский путь, связавший Дальний Восток с Москвой.

Награды он носил редко, особенным человеком себя не считал, держался скромно. Это свойственно настоящим героям. Кстати, у него есть и высокая заслуженная награда за мирный труд. Заслуги Петра Коростелёва в развитии железнодорожного транспорта оценены орденом Трудового Красного Знамени. Это важно – доказать, что ты был незаменим на фронте и остался незаменимым в профессии.
В свои последние годы заслуженный работник транспорта России, почётный железнодорожник Пётр Иванович Коростелёв жил в Москве. 9 Мая бывал на трибуне ветеранов на параде – водил туда восхищённых внуков.
В 2020 году, к 75-летию Победы, на фасаде здания резерва проводников вагонного участка Москва-Ярославская установили мемориальную доску в его честь. А тульские школьники пишут сочинения о земляке-герое, который был замечательным машинистом, доблестным солдатом и одним из лучших в СССР начальников поезда. Судьба, на которую стоит равняться.